Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) с комментариями к статьям

Статья 1.1. Законодательство об административных правонарушениях

1. Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.

См. комментарии к статье 1.1 КоАП РФ

<Статья | Статья 1.1 | Статья 1.2>

Научно-практический комментарий:

1. Комментируемая статья определяет состав законодательства Российской Федерации, учитывая федеративное уст-ройство России и нормы ст. 72 Конституции РФ. Согласно ч. 1 данной статьи, во-первых, определяется, по сути дела, что административная ответственность как физических, так и юридических лиц может устанавливаться только законом, а не подзаконным нормативным правовым актом; во-вторых, Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) является основополагающим законодательным актом в этой сфере, и поэтому законы субъектов РФ об административных правонарушениях должны соответствовать положениям Кодекса.
Ныне в большинстве субъектов Российской Федерации действуют кодифицированные законодательные акты об адми-нистративных правонарушениях, в которых предусмотрена административная ответственность за нарушение правил, уста-новленных законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ в пределах предметов их ведения (например, за нарушение правил благоустройства, охраны зеленых насаждений, пользования общественным транспортом, охраны об-щественного порядка и др.).
При принятии таких законов субъекты РФ должны соблюдать требования, сформулированные в КоАП РФ.
В этой связи важное значение имеет указание в ч. 1 комментируемой статьи о том, что законы субъектов РФ могут быть приняты только в соответствии с настоящим Кодексом. В свою очередь, Кодекс закрепляет предметы ведения Россий-ской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях (см. комментарий к ст. 1.3).
Определение предметов ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правона-рушениях дает достаточно четкий ориентир для соответствующего законодательства субъектов Российской Федерации.
Одной из сложных и пока не до конца решенных проблем является соотношение настоящего Кодекса с федеральными законами, в которых регулируются отношения, касающиеся применения норм административной ответственности.
Несмотря на то, что в ч. 1 комментируемой статьи однозначно определено, что законодательство об административ-ных правонарушениях на федеральном уровне состоит из настоящего Кодекса, ряд норм, по сути дела, регулирующих административную ответственность, остались в Налоговом кодексе РФ (так называемые налоговые правонарушения), а ряд составов административных правонарушений указан в Бюджетном кодексе РФ и не включен в КоАП РФ. Имеются принципиальные расхождения (как по существу норм, так и терминологии) между Арбитражным процессуальным кодексом РФ и КоАП РФ.
2. Часть 2 комментируемой статьи в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, свя-занными в том числе с присоединением России к ряду важных международных конвенций, подчеркивает, что Кодекс осно-вывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Это обусловливает положение Кодекса о том, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора. Таким образом, подтверждается приоритет норм международного права перед внутренним законодательством страны.

На сайте также ищут:
Статья 5.18. Незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума
Статья 1.6. Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением
Статья 7.16. Незаконное предоставление земельных участков из состава земель историко-культурного назначения
Статья 13.4. Нарушение правил проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств
Статья 25.2. Потерпевший