Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) с комментариями к статьям

Статья 11.4. Нарушение правил использования воздушного пространства

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 11.4. Нарушение правил использования воздушного пространства

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. N 304-ФЗ в часть 1 статьи 11.4 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст части в предыдущей редакции

1. Нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. N 304-ФЗ в часть 2 статьи 11.4 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст части в предыдущей редакции

2. Нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Научно-практический комментарий:

1. Воздушный кодекс РФ устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Феде-рации и деятельности в области авиации.
2. Под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над ее территорией, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем РФ.
3. Использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляется пе-ремещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и т.п.), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.
Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном по-рядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства (ст. 11 Воздушного кодекса РФ).
4. Государственное регулирование использования воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работ, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной экологической безопасности. Объектом противоправных посягательств, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с названными выше правами граждан, юридических лиц и интересами государства.
5. Для правильной квалификации противоправных действий (бездействия), предусмотренных комментируемой стать-ей, необходимо обратиться к Федеральным правилам использования воздушного пространства Российской Федерации, ут-вержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084, с дальнейшими изменениями, а также к при-ложениям к данному нормативному акту - Правилам представления заявок (расписаний, графиков) на использование воз-душного пространства РФ и сообщений об его использовании в органы управления полетами; Правилам запроса и выдачи разрешений на использование воздушного пространства РФ и др.
6. Названными Федеральными правилами установлены требования для пользователей воздушного пространства. Они обязаны: а) осуществлять свою деятельность в воздушном пространстве в соответствии с требованиями Воздушного кодекса РФ, других нормативных правовых актов РФ, регламентирующих использование воздушного пространства; б) своевременно подавать заявки (расписания, графики) на использование воздушного пространства; в) осуществлять свою деятельность в воздушном пространстве только после получения соответствующего разрешения от центра управления полетами и в соответствии с изложенными в нем условиями; г) своевременно сообщать о начале и окончании использования воздушного пространства в соответствующие оперативные органы управления полетами; д) содействовать органам управления полетами в осуществлении поисково-спасательных работ, а также при оказании помощи терпящим или потерпевшим бедствие воздушным судам; е) применять установленные типы и формы сообщений об использовании воздушного пространства; ж) использовать официально издаваемые документы аэронавигационной информации.
Объективную сторону рассматриваемых правонарушений составляет несоблюдение перечисленных и других условий и правил.
7. Воздушный кодекс РФ и названные Федеральные правила устанавливают разрешительный порядок использования воздушного пространства, т.е. порядок предоставления пользователям возможности использования воздушного пространст-ва, а также порядок выдачи разрешений на его использование.
В настоящее время органом, осуществляющим надзор и контроль в сфере использования воздушного пространства, является Федеральная аэронавигационная служба (Росаэронавигация), находящаяся в ведении Минтранса России.
8. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства лицами (пользователями), не имеющими соответствующих разрешений (не получившими их в установленном порядке) на право использования воздушного пространства.
9. Субъектами правонарушений могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.
Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений выражается в форме как умысла, так и неосторожности.
10. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов единой системы организации воздушного движения РФ (ныне - это органы Федеральной аэронавигационной службы) (ст. 23.43).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

На сайте также ищут:
Статья 30.5. Сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
Статья 7.25. Уклонение от безвозмездной передачи копий геодезических или картографических материалов и данных в государственный картографо-геодезический фонд Российской Федерации
Статья 24.7. Издержки по делу об административном правонарушении
Статья 24.2. Язык, на котором ведется производство по делам об административных правонарушениях
Статья 19.26. Заведомо ложное заключение эксперта