Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) с комментариями к статьям

Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ в часть 1 статьи 14.1 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ в часть 2 статьи 14.1 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 239-ФЗ в часть 3 статьи 14.1 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ в часть 4 статьи 14.1 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Научно-практический комментарий:

1. Цель данной статьи - обеспечивать средствами административного воздействия создание нормальных условий для функционирования товарного рынка и охрану прав добропорядочного предпринимателя.
2. Под предпринимательской деятельностью имеется в виду деятельность, преследующая извлечение прибыли в каче-стве основной цели. Предпринимательской деятельностью вправе заниматься как юридические лица, так и граждане - инди-видуальные предприниматели. Однако такое право наступает только после их государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.
3. Согласно ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц осуществляется уполномочен-ным на то федеральным органом исполнительной власти. Положения Закона дополнены нормами Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц". Функция государственной регистрации юридических лиц, являющихся коммерческими ор-ганизациями, и индивидуальных предпринимателей Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 возложена на налоговые органы. Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 утверждены Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений. Ведение этого реестра было возложено на МНС России и его территориальные органы (ныне Федеральная налоговая служба и ее органы).
Правительством РФ утверждены формы документов для государственной регистрации юридических лиц, определены требования к их заполнению, порядок и сроки передачи регистрационных дел в налоговые органы.
Зарегистрированная коммерческая организация вправе осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в ее учредительных документах не содержится исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми она вправе заниматься. Исключения составляют некоторые иные организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации и др.).
4. Согласно ст. 49 ГК РФ для занятия отдельными видами деятельности юридическое лицо помимо государственной регистрации должно получить специальное разрешение (лицензию). Основные положения о лицензировании установлены Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изм. и доп.). Кроме того, в отдельных законах определены отдельные виды деятельности, подлежащие лицензированию. Перечень орга-нов исполнительной власти, полномочных осуществлять лицензирование того или иного вида деятельности, определяется Правительством РФ, которое утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности.
5. Объектами незаконного предпринимательства являются общественные отношения, возникающие в связи с осущест-влением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых ос-нов единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
6. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, выражается в осуществлении пред-принимательской деятельности без предварительной государственной регистрации, а предусмотренного ч. 2 - в осуществле-нии предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если таковые для данного вида деятель-ности обязательны. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3, заключается в нарушении условий специального разрешения (лицензии).
Следует иметь в виду, что ответственность за осуществление некоторых видов лицензируемой деятельности без ли-цензии или с нарушением условий, предусмотренных ею, установлена в Кодексе другими нормами (ч. 1 ст. 6.2, ч. 1 ст. 9.1, ст. 11.29, 13.3 и др.). В этих случаях квалификация правонарушения по данной статье исключается.
Незаконное предпринимательство, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству, а равно сопряженное с извлечением дохода в крупном размере, влечет уголовную ответственность по ст. 171 УК РФ.
7. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышлен-но, так и по неосторожности.
8. Субъектами ответственности по ч. 1 могут быть только граждане, по ч. 2 и 3 - наряду с гражданами индивидуальные предприниматели, работники, осуществляющие в коммерческих организациях управленческие функции, и юридические лица.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 подчеркнута необходимость применитель-но к составу ч. 1 данной статьи проверять, содержатся ли в действиях лица, привлекаемого к ответственности, признаки предпринимательской деятельности, перечисленные в ст. 2 ГК РФ. В п. 14 указанного Постановления рассмотрены вопросы, связанные с определением субъектов правонарушений по главе 14 КоАП РФ. См. также п. 15 - 18 упомянутого выше Поста-новления Пленума Верховного Суда РФ.
9. Рассматривают дела этой категории судьи (ч. 1 и 3 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях правомочны составлять должностные лица органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), по ч. 1 данной статьи - должностные лица органов, осуществляющих государственную ре-гистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п. 8 ч. 2 ст. 28.3), по ч. 2 - 4 - должностные лица органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (п. 39 ч. 2 ст. 28.3), должностные лица ан-тимонопольного органа (п. 62 ст. 28.3), а также соответствующих лицензирующих органов (ч. 3 ст. 28.3).

На сайте также ищут:
Статья 30.4. Подготовка к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
Статья 6.4. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта
Статья 18.17.  Несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности
Статья 14.41. Нарушение установленных федеральным законом требований по предоставлению информации об условиях заключения договора поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности
Статья 11.18. Безбилетный проезд