Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) с комментариями к статьям

Статья 14.11. Незаконное получение кредита

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 14.11. Незаконное получение кредита

Получение кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о своем хозяйственном положении либо финансовом состоянии -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

<Статья 14.10 | Статья 14.11 | Статья 14.12>

Научно-практический комментарий:

1. Кредитование является одним из главных механизмов финансирования хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, а также приобретения дорогостоящего имущества гражданами (как правило, речь идет об имуществе длительного пользования) при отсутствии у них достаточных собственных средств. Кредитование заключается в передаче заемщику денежных средств либо иных вещей, определяемых родовыми признаками (товарный или коммерческий кредит), на условиях срочности, возвратности и платности.
2. По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные сред-ства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (ст. 819 ГК РФ). О содержании понятий "банк" и "иная кредитная организация" см. комментарий к ст. 15.26.
В соответствии со ст. 821 ГК РФ при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предоставлен-ная заемщику сумма не будет возвращена в срок, кредитор вправе отказаться от предоставления заемщику предусмотренно-го кредитным договором кредита полностью или частично.
Предоставление кредитору заведомо ложных сведений вводит его в заблуждение относительно возможного риска не-возвращения кредита в установленный срок, и тем самым нарушает права кредитора, связанные с распоряжением принадлежащими ему денежными средствами. Помимо прав кредиторов объектом посягательства рассматриваемого административного правонарушения является также нормальное функционирование банковской системы РФ.
3. Поскольку комментируемая статья не дает исчерпывающе точной характеристики кредита, а также не содержит за-крытого перечня кредиторов, интересы которых защищаются путем установления административной ответственности, представляется, что объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения может заключаться также и в незаконном получении товарного кредита (предоставление вещей, объединенных родовыми признаками) или коммерческого кредита (предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты, в рамках договора, исполнение которого связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками). Содержание товарного и коммерческого кредитов урегулировано соответственно ст. 822 и 823 ГК РФ. При этом в случае незаконного получения товарного или коммерческого кредита в качестве кредитора может выступать не только банк или иная кредитная организация, но и иное лицо.
4. При анализе состава рассматриваемого административного правонарушения необходимо учитывать факт отсутствия у виновного лица умысла на невозвращение незаконно получаемых денежных средств. Если установлено, что лицо, незаконно получившее кредит, намеревалось его присвоить, такие действия должны квалифицироваться как мошенничество (ст. 159 УК РФ).
5. Административные правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, всегда совершаются умышленно.
6. Субъектами административных правонарушений могут являться юридические лица, их руководители, иные работ-ники, в обязанности которых входит предоставление банку или иной кредитной организации сведений о хозяйственном по-ложении и финансовом состоянии соответствующей организации, индивидуальные предприниматели, а также граждане.
7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, в случаях, если они со-вершены юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, рассматривают судьи арбитражных судов (ч. 3 ст. 23.1), а в случаях если такие административные правонарушения совершены другими лицами, - судьи судов общей юрисдикции (ч. 1 и 3 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).