Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) с комментариями к статьям

Статья 14.20. Нарушение законодательства об экспортном контроле

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 380-ФЗ в часть 1 статьи 14.20 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст части в предыдущей редакции

1. Осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов и в отношении которых установлен экспортный контроль, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных разрешением (лицензией), а равно с использованием разрешения (лицензии), полученного (полученной) незаконно, либо с представлением документов, содержащих недостоверные сведения, за исключением случаев, предусмотренных статьями 16.1, 16.3, 16.19 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости товаров, информации, работ, услуг либо результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ в часть 2 статьи 14.20 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. Несоблюдение установленного порядка ведения учета внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности для целей экспортного контроля, а равно нарушение установленных сроков хранения соответствующих учетных документов -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

<Статья 14.19 | Статья 14.20 | Статья 14.21>

Научно-практический комментарий:

1. Комментируемой статьей установлена административная ответственность за нарушения законодательства об экс-портном контроле в Российской Федерации, осуществляемом исходя из задач создания условий для интеграции экономики России в мировую экономику и приоритета интересов безопасности государства, в целях защиты интересов России и реали-зации требований международных договоров РФ в области нераспространения оружия массового поражения (ядерное, хи-мическое, бактериологическое (биологическое), токсинное оружие), средств его доставки (ракеты и беспилотные летатель-ные аппараты, способные доставлять оружие массового поражения), а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения.
Предусмотренные комментируемой статьей административные правонарушения посягают на интересы Российской Федерации в сфере внешнеэкономической деятельности, безопасность государства, а также международный режим нерас-пространения оружия массового поражения и средств его доставки.
2. Права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности в области экспортного кон-троля установлены Федеральным законом от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (с изм. и доп.). Согласно ст. 7 названного Закона одним из основных методов осуществления экспортного контроля является установление разреши-тельного порядка осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, включая лицензирование.
Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий, подпадающих под экспортный контроль, утверждаются указами Президента РФ по представлению Правительства РФ. В настоящее время действуют: Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий; Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях; Список товаров и технологий двойного назначения, экспорт которых контролируется; Список возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий; Список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, и др.
3. В соответствии со ст. 19 Федерального закона "Об экспортном контроле" лицензированию подлежат внешнеэконо-мические операции с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающие передачу их иностранному лицу. Лицензии на совершение таких операций выдаются Федеральной службой по техническому и экспертному контролю, кото-рая ведет федеральную базу данных по указанным лицензиям. Предусмотрен также порядок выдачи в определенных случаях разрешения на вывоз из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий без лицензии межведомственным координационным органом по экспортному контролю - Комиссией по экспортному контролю РФ (см. Указ Президента РФ от 29 января 2001 г. N 96 (с изм. и доп.)). Лицензия или разрешение могут использоваться их законными владельцами для совершения той внешнеэкономической операции с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, на осуществление которой такая лицензия или разрешение были выданы.
4. Решение о выдаче лицензии или разрешения принимаются по результатам проведения государственной экспертизы внешнеэкономической сделки, которая проводится межведомственными экспертными советами, образуемыми при Феде-ральной службе по техническому и экспертному контролю по соответствующим направлениям науки, техники и технологии (Правила проведения государственной экспертизы утверждены Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2001 г. N 294 (с изм. и доп.)).
Наличие в представляемых на экспертизу документах недостоверной, искаженной или неполной информации является основанием для отказа в выдаче лицензии или разрешения и привлечения заявителя к административной ответственности.
5. Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, образуют осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих передачу контролируемых товаров и технологий иностранному лицу без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных разрешением (лицензией), а равно с использованием разрешения (лицензии), полученного (полученной) незаконно, либо с представлением документов, содержащих недостоверные сведения.
В случаях если такие действия сопряжены с незаконным перемещением товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, административная ответственность наступает в соответствии со ст. 16.1, 16.3 и 16.19 Кодекса (см. комментарии к перечисленным статьям).
6. Субъектами рассматриваемого административного правонарушения могут являться российское юридическое лицо или индивидуальный предприниматель - участник внешнеэкономической деятельности, их работники - должностные лица или граждане, обладающие правом осуществления внешнеэкономической деятельности.
7. Обязанность учета российскими участниками внешнеэкономической деятельности для целей экспортного контроля внешнеэкономических сделок с объектами, перечисленными в ч. 2 данной статьи, установлена ст. 23 Федерального закона "Об экспортном контроле". Порядок и формы учета внешнеэкономических сделок определяются Минэкономразвития Рос-сии.
Несоблюдение установленного порядка учета внешнеэкономических сделок, а равно нарушение сроков хранения от-носящихся к таким сделкам документов (3 года) образуют объективную сторону состава административного правонаруше-ния, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи. Субъектами такого административного правонарушения могут являться должностные лица, в обязанности которых входит обеспечение учета сделок и хранение документов, а также российские юридические лица - участники внешнеэкономической деятельности.
8. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов экспортного контроля (ст. 23.9). См. подп. 11 п. 9 Положения о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России), утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1085. Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 комментируемой статьи, может быть передано судье в случае, если должностное лицо органа экспортного контроля придет к выводу о необходимости применения административного наказания в виде конфискации предметов административного правонарушения (ч. 2 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов ФСТЭК России (ч. 1 ст. 28.3), а также органов, уполномоченных в области правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения (п. 74 ч. 2 ст. 28.3).
9. Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, ко-торые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль, влечет уголовную ответственность (ст. 189 УК РФ). При этом привлечение виновного физического лица к уголовной ответственности не освобождает от администра-тивной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (см. комментарий к ст. 2.1).