Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) с комментариями к статьям

Статья 14.25. Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ в часть 1 статьи 14.25 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц или об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ в часть 2 статьи 14.25 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

См. текст части в предыдущей редакции

2. Незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений и (или) документов либо иных предусмотренных законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов лицам, заинтересованным в получении таких сведений и (или) документов, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 5.63 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ в часть 3 статьи 14.25 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ в часть 4 статьи 14.25 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

4. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

<Статья 14.24 | Статья 14.25 | Статья 14.26>

Научно-практический комментарий:

1. Цель настоящей статьи - обеспечить методами административного воздействия соблюдение порядка государствен-ной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Комментируемая статья предусматривает ответственность за нарушение законодательства о государственной регист-рации не только юридических лиц, но и индивидуальных предпринимателей.
Федеральный закон от 29 апреля 2006 г. N 57-ФЗ привел терминологию, используемую в ч. 3 и 4 комментируемой ста-тьи, в соответствие с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", заменив в них согласно правилам орфографии слова "предоставление" (непре-доставление) словами "представление" (непредставление).
2. Данная статья определяет четыре состава административных правонарушений. Общим объектом данных правона-рушений являются общественные отношения в области государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Предмет посягательства - установленный законом порядок регистрации.
Общий порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп.). Отдельные нормы содержатся в ГК РФ (ст. 23, 51), иных нормативных правовых актах РФ. Особенности регистрации отдельных видов юридических лиц определяются соответствующими федеральными закона-ми.
Государственная регистрация - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые путем внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении этими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях (см. ч. 2 ст. 1 вышеназванного Федерального закона).
Порядок ведения государственного реестра юридических лиц и государственного реестра индивидуальных предпри-нимателей определяется Правительством РФ (см. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 "О совер-шенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпри-нимателей").
3. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 данной статьи включает следующие действия: 1) несвоевременное внесение записей в государственные реестры, т.е. нарушение регистрирующим органом установленных сроков государст-венной регистрации (см. п. 1 ст. 8 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуаль-ных предпринимателей"); 2) неточное внесение записей о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в госу-дарственные реестры подразумевает их несоответствие сведениям, содержащимся в документах, представленных юридиче-ским лицом или индивидуальным предпринимателем при регистрации (абз. 1 ч. 4 ст. 5 упомянутого Федерального закона в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ).
4. Часть 2 данной статьи устанавливает ответственность за незаконный отказ в представлении или несвоевременное представление содержащихся в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведений и (или) документов либо иных документов, предусмотренных законодательством о государственной регистрации, заинтересованным лицам. Указанный Федеральный закон, таким образом, расширил и уточнил предмет посягательства данного административного правонарушения. Ранее административное наказание по ч. 2 настоящей статьи назначалось только за незаконный отказ в представлении или за несвоевременное представление соответствующих сведений о юридических лицах.
Эти сведения и документы являются открытыми и общедоступными. Закон запрещает регистрирующему органу отка-зывать в их предоставлении. Исключение составляют сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица; сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпри-нимателей, доступ к которым ограничен. Случаи и порядок предоставления таких сведений установлены Правительством РФ. Данное ограничение не применяется при представлении содержащих указанные сведения копий учредительных доку-ментов юридических лиц (см. ч. 1 и 4 ст. 6 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и инди-видуальных предпринимателей").
Регистрирующие органы должны представлять указанные сведения в срок, установленный Правительством РФ, кото-рый не может превышать пяти дней со дня получения соответствующего запроса (см. п. 3 ст. 6 упомянутого выше Закона).
5. Субъективная сторона правонарушений по ч. 1 и 2 комментируемой статьи характеризуется умыслом или неосто-рожностью. Субъекты - должностные лица регистрирующих органов, в обязанности которых входит выполнение соответст-вующих функций.
6. Состав правонарушения по ч. 3 данной статьи образуют следующие действия: непредставление, несвоевременное представление, представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в регистрирующий орган в случаях, предусмотренных законом.
Перечень сведений о юридическом лице, необходимых для его регистрации, определяется ч. 1 ст. 5 Федерального за-кона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Для представления некото-рых из этих сведений установлены специальные сроки (см. абз. 2, 3, 4 ч. 4 и ч. 5 ст. 5 указанного Федерального закона).
О достоверности сведений, содержащихся в документах, представляемых для регистрации, заявитель обязан прямо указывать в своем заявлении (см. п. "а" ч. 1 ст. 12, п. "а" ч. 1 ст. 14, п. "а" ч. 1 ст. 17 данного Федерального закона).
С субъективной стороны непредставление, несвоевременное представление сведений о юридическом лице или об ин-дивидуальном предпринимателе может быть совершено с умыслом или по неосторожности.
7. За представление недостоверных сведений должностное лицо привлекается к ответственности в соответствии с ч. 3 данной статьи, если оно совершило это деяние по неосторожности. Если же имел место умысел, то действия виновного бу-дут квалифицироваться по ч. 4 комментируемой статьи.
8. Субъектами правонарушений по ч. 3 выступают должностные лица соответствующих юридических лиц (организа-ций, предприятий и т.д.), уполномоченные представлять документы и заявление о государственной регистрации в регистри-рующий орган (абз. 4 - 8 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуаль-ных предпринимателей").
К административной ответственности привлекаются также должностные лица лицензирующих органов, органов госу-дарственных внебюджетных фондов, банков, ответственные за представление сведений, предусмотренных Законом о госу-дарственной регистрации (абз. 2, 3, 4 ч. 4 ст. 5 указанного Закона).
9. КоАП РФ не содержит специального положения об ответственности индивидуальных предпринимателей по ч. 3 и 4 комментируемой статьи. Они привлекаются к административной ответственности по данной статье как должностные лица (см. примечание к ст. 2.4).
10. Следует иметь в виду, что наряду с применением к виновным лицам мер административного наказания, преду-смотренных комментируемой статьей, суд может по требованию регистрирующего органа вынести решение о ликвидации юридического лица или о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в случае неоднократных либо грубых нарушений ими законодательства о государственной регистрации (ч. 2, 3 ст. 25 Феде-рального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
11. Дела о правонарушениях по ч. 1, 2 и 4 данной статьи рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1), а по ч. 3 - должност-ными лицами органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринима-телей (ст. 23.61).
Дела о правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 2 данной статьи, возбуждаются прокурором (ч. 1 ст. 28.4).
Протоколы о правонарушениях, предусмотренных ч. 3 и 4 данной статьи, составляются должностными лицами орга-нов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ч. 1 и п. 8 ч. 2 ст. 28.3).

На сайте также ищут:
Статья 19.13. Заведомо ложный вызов специализированных служб
Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Статья 10.11. Нарушение норм и правил ведения племенного животноводства
Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц
Статья 8.39. Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях