Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) с комментариями к статьям

Статья 14.3. Нарушение законодательства о рекламе

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 14.3. Нарушение законодательства о рекламе

1. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Нарушение порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой, превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах, а равно распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до ста тысяч рублей.

4. Прерывание рекламой при кино- и видеообслуживании демонстрации фильма, а также совмещение рекламы с демонстрацией фильма, религиозной телепередачи, телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут, трансляцией агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

<Статья 14.2 | Статья 14.3 | Статья 14.4>

Научно-практический комментарий:

1. Общественные отношения, складывающиеся в сфере рекламы, распространяемой на территории Российской Феде-рации независимо от места ее производства, регулируются Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекла-ме".
Под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием лю-бых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования (товару, средству его индивидуализации, изготовителю или продавцу, результату интеллектуальной деятельности либо мероприятию, в том числе спортивному соревнованию, концерту, конкурсу, фестивалю, основанным на риске играм, пари), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
2. Целями Федерального закона "О рекламе" являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законо-дательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (ст. 1). Административные правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, посягают на общественные отношения, формирование, регу-лирование и охрана которых отнесены законодателем к числу целей указанного Закона. Из содержания установленных законом требований, запретов и ограничений в области рекламы можно сделать вывод о том, что объект административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, существенно шире. Конкретные действия (бездействие), охватываемые диспозицией статьи, могут посягать также на нравственность, на частную жизнь граждан, на их честь и достоинство, деловую репутацию организаций, на нормальное развитие несовершеннолетних, на целый ряд других общественных отношений.
3. Ненадлежащей признается реклама, не соответствующая законодательству Российской Федерации (ст. 3 Федераль-ного закона "О рекламе"). Требования к содержанию, форме, времени, месту и способу распространения рекламы устанавливаются исходя из целей данного Закона. Чаще всего они направлены на защиту прав потребителя, прав добросовестных хозяйствующих субъектов, общественного порядка, нравственности. Установлены также требования, направленные на защиту интересов несовершеннолетних.
Перечень таких требований весьма широк и не может быть достаточно детально рассмотрен в рамках предлагаемого комментария.
В целом в новом Федеральном законе прослеживается преемственность по отношению к ранее действовавшему Феде-ральному закону от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе". Сохранились требования к добросовестности, достоверности рекламы, к соблюдению норм этики. Следует отметить более детальное регулирование, а также постепенное ужесточение требований к рекламе, направленное на защиту прав потребителей. Новый Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" содержит ряд новелл принципиального характера. К таким новеллам следует отнести запрет так называемых зонтичных брендов, широко использовавшихся до недавнего времени для рекламы алкогольной продукции (в первую оче-редь - водки) под видом питьевой воды, слабоалкогольных коктейлей, конфет, одежды и т.п.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 5 нового Закона недобросовестной является реклама товара, если она запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара.
В соответствии со ст. 18 указанного Закона распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. Установлен также запрет на использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки). Таким образом, распространение так называемого спама, нарушая перечисленные требования Закона, влечет административную ответственность в соответствии с комментируемой статьей. С 1 января 2007 г. введен запрет на использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций.
4. Контрреклама представляет собой публичное опровержение недостоверной рекламы, осуществляемое по решению суда (арбитражного суда). Правом обращения в суд общей юрисдикции или арбитражный суд с иском об осуществлении контррекламы обладают в случае установления ими факта распространения недостоверной рекламы и выдачи соответст-вующего предписания антимонопольные органы (федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган). Форму, место и сроки размещения контррекламы определяет суд. Контрреклама осуществляется за счет рекламодателя.
5. Частью 2 ст. 2 Федерального закона "О рекламе" из предмета правового регулирования исключены отношения, складывающиеся в связи с осуществлением целого ряда схожих с рекламой видов деятельности. В частности, указанный Закон не распространяется на политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам рефе-рендума, на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным, на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера, объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Административная ответственность за такие правонарушения может наступать, соответственно, по ст. 5.8 - 5.13, 14.7 комментируемого Кодекса.
Кроме того, в ряде случаев осуществление рекламы с нарушением требований законодательства Российской Федера-ции влечет административную ответственность на основании иных статей КоАП РФ. Ответственность за незаконную рекла-му лекарственных средств, содержащих разрешенные к применению в медицинских целях наркотические средства или пси-хотропные вещества, наступает в соответствии со ст. 6.13 Кодекса. Ответственность за установку рекламной конструкции без согласования с дорожными органами предусмотрена ст. 11.21. Незаконное использование юридическим лицом в своем наименовании и (или) в рекламе слов "биржа" или "товарная биржа", а также образованных на их основе слов и словосоче-таний влечет административную ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 14.24 Кодекса. Статьей 15.24 Кодекса установлена административная ответственность за рекламу под видом ценных бумаг документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства.
6. Субъектами рассматриваемого административного правонарушения могут являться физические и юридические ли-ца, а также их руководители и иные работники, действиями которых обусловлено нарушение законодательства о рекламе. При этом следует учесть, что в соответствии с ч. 6 - 8 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность различных участников деятельности в сфере рекламы дифференцируется.
Так, рекламодатель (изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) со-держание рекламы лицо) несет ответственность за нарушение требований, относящихся к объекту рекламирования и к со-держанию рекламы (закрытый перечень таких требований содержится в ч. 6 ст. 38 Закона).
Рекламораспространитель (лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму) несет ответственность за нарушение требований, относящихся к товару, а также порядку и форме распространения рекламы (их закрытый перечень содержится в ч. 7 ст. 38 Закона).
Рекламопроизводитель (лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для рас-пространения в виде рекламы форму) несет ответственность за любое допущенное по его вине нарушение требований к рек-ламе.
7. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами Федеральной антимоно-польной службы и ее территориальных органов (ст. 23.48).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), органов внутренних дел (милиции), органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также налоговых органов, осуществляющих контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п. 1, 63, 64 ч. 2 ст. 28.3).

На сайте также ищут:
Статья 27.11. Оценка стоимости изъятых вещей и других ценностей
Статья 28.6. Назначение административного наказания без составления протокола
Статья 12.11. Нарушение правил движения по автомагистрали
Статья 7.17. Уничтожение или повреждение чужого имущества
Статья 5.21. Несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума