Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) с комментариями к статьям

Статья 14.32. Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 14.32. Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 404-ФЗ в часть 1 статьи 14.32 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст части в предыдущей редакции

1. Заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 404-ФЗ в часть 2 статьи 14.32 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст части в предыдущей редакции

2. Координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, недопустимая в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

3. Заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией, государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.


Примечания:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 404-ФЗ в примечание 1 к статье 14.32 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст примечания в предыдущей редакции

1. Лицо (группа лиц, определяемая в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации), добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, освобождается от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные частями 1 и 3 настоящей статьи, при выполнении в совокупности следующих условий:

на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий;

представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Освобождению от административной ответственности подлежит лицо, первым выполнившее все условия, предусмотренные настоящим примечанием.

2. Не подлежит рассмотрению заявление, поданное одновременно от имени нескольких лиц, заключивших недопустимое в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашение или осуществлявших недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованные действия.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 404-ФЗ статья 14.32 настоящего Кодекса дополнена примечанием 3, вступающим в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. При назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2-7 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, а также следующие обстоятельства, смягчающие административную ответственность:

1) лицо, совершившее административное правонарушение, не является организатором ограничивающих конкуренцию соглашения или согласованных действий и (или) получило обязательные для исполнения указания участвовать в них;

2) лицо, совершившее административное правонарушение, не приступило к исполнению заключенного им ограничивающего конкуренцию соглашения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 404-ФЗ статья 14.32 настоящего Кодекса дополнена примечанием 4, вступающим в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4. При назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3, пунктами 1 и 2 примечания 3 к статье 14.31 настоящего Кодекса, а также следующие обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

1) организация лицом, совершившим административное правонарушение, ограничивающих конкуренцию соглашения или согласованных действий;

2) принуждение лицом, совершившим административное правонарушение, иных лиц к совершению административного правонарушения либо к продолжению участия в ограничивающих конкуренцию соглашении или согласованных действиях.

О дополнительных мерах по обеспечению исполнения примечания см. приказ ФАС России от 26 сентября 2008 г. N 369

См. комментарии к статье 14.32 КоАП РФ

Научно-практический комментарий:

1. Административное правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, посягает на общественные отно-шения, складывающиеся в связи с являющейся необходимым условием обеспечения свободы экономической деятельности конкуренцией между хозяйствующими субъектами (подробнее см. комментарий к статье 14.31).
2. Заключение хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимо-нопольным законодательством РФ соглашения представляет собой одно из наиболее грубых и опасных нарушений антимо-нопольного законодательства.
Под соглашением в соответствии со ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции" понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Согласованными действиями хозяйствующих субъектов в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О защите кон-куренции" являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:
результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при усло-вии, что их действия заранее известны каждому из них;
действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товар-ном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.
Перечень недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством соглашений и согласованных дейст-вий содержится в ст. 11 Федерального закона "О защите конкуренции".
Не допускаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъ-ектов на товарном рынке, если они приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; разделу товарного рынка по террито-риальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков).
Равным образом не допускаются соглашения, если они могут привести к экономически или технологически не обос-нованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, иными нормативными правовыми актами; к навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора; экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар.
Запрещены Законом также иные соглашения между хозяйствующими субъектами или иные согласованные действия хозяйствующих субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
Заключение соглашения или совершение действий, отвечающих любому из перечисленных в Законе признаков, обра-зует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "О защите конкуренции" могут быть признаны допустимыми перечис-ленные выше соглашения и согласованные действия, если в результате их совершения не создается возможность для отдель-ных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких соглашений и согласованных действий, а также если их резуль-татом является или может являться:
совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;
получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующи-ми субъектами в результате соглашения или согласованных действий.
Кроме того, ч. 2 ст. 13 Федерального закона "О защите конкуренции" предусмотрено право Правительства РФ опреде-лять случаи допустимости указанных выше соглашений и согласованных действий (общие исключения). Общие исключения определяются по предложению федерального антимонопольного органа, вводятся на конкретный срок и предусматривают конкретные условия, установленные Законом.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О защите конкуренции" допускаются "вертикальные" соглашения (со-глашения между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продав-цом) в письменной форме, если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии, а также "вертикальные" со-глашения между хозяйствующими субъектами, доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает 20 про-центов. Исключения составляют "вертикальные" соглашения между финансовыми организациями.
Заключение любого из допустимых в соответствии с антимонопольным законодательством соглашений или участие в допустимых согласованных действиях не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей.
3. Административное правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, может быть сопряжено с незакон-ным извлечением дохода в значительном размере. В результате его совершения может быть причинен существенный вред правам и законным интересам других хозяйствующих субъектов, потребителей, государства. С учетом изложенного, санкция комментируемой статьи предусматривает наложение на юридических лиц административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение. Подробнее о данном механизме исчисления административного штрафа см. комментарий к ст. 3.5 Кодекса.
4. Следует отметить, что за осуществление согласованных действий, выразившееся в разделе рынка или в установле-нии или поддержании единых цен, если эти действия повлекли причинение ущерба, сумма которого превышает один милли-он рублей, наступает уголовная ответственность, предусмотренная ст. 178 УК РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (см. комментарий к указанной статье).
5. Субъектом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, может быть юриди-ческое лицо или индивидуальный предприниматель, а также руководители и другие работники такого юридического лица, ненадлежащим исполнением обязанностей которыми обусловлено совершение административного правонарушения.
6. Совершается административное правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, умышленно.
7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами федерального антимонопольного органа и его территориальных органов (ст. 23.48). В случаях если должностное лицо антимонопольного органа, к которому поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, передает его на рассмотрение судье, дело может быть рассмотрено судьей арбитражного суда (ч. 2 и 3 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, составляются должностными лицами федерального антимонопольного органа и его территориальных органов (ч. 1 ст. 28.3).
8. Примечание к комментируемой статье предусматривает освобождение от административной ответственности лиц, отказавшихся от совершения (продолжения) административного правонарушения, сообщивших о нем в антимонопольный орган, а также способствовавших выявлению и пресечению правонарушения. Лицо освобождается от административной ответственности при наличии совокупности следующих обстоятельств:
добровольное заявление в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган о заключении им ог-раничивающего конкуренцию и недопустимого соглашения или об осуществлении ограничивающих конкуренцию и недо-пустимых согласованных действий;
отказ от участия или дальнейшего участия в таком соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществле-ния таких согласованных действий;
предоставление имеющихся у него сведений в целях установления факта соглашения или согласованных действий.
Данная норма призвана стимулировать добросовестное поведение хозяйствующих субъектов на товарных рынках, а также способствовать повышению эффективности практики применения мер административного наказания.

На сайте также ищут:
Статья 30.9. Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
Статья 8.23. Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума
Статья 30.3. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении
Статья 17.6. Непредставление информации для составления списков присяжных заседателей
Статья 11.11. Нарушение правил погрузки и разгрузки судов