Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) с комментариями к статьям

Статья 14.33. Недобросовестная конкуренция

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ в часть 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ в часть 2 статьи 14.33 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. Недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

См. комментарии к статье 14.33 КоАП РФ

<Статья 14.32 | Статья 14.33 | Статья 14.34>

Научно-практический комментарий:

1. Административное правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, посягает на общественные отно-шения, складывающиеся в связи с являющейся необходимым условием обеспечения свободы экономической деятельности конкуренцией между хозяйствующими субъектами (подробнее см. комментарий к ст. 14.31), на права хозяйствующих субъ-ектов - конкурентов правонарушителя, а также на права потребителей.
2. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" под недобросо-вестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на полу-чение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Недобросовестная конкуренция запрещена ст. 14 указанного Закона.
В содержание понятия "недобросовестная конкуренция" Закон включает, в частности:
распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей (см. ст. 14.7 КоАП РФ);
некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, произво-димыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллекту-альной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг (в частности, его фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания);
незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну (см. ст. 13.14 КоАП РФ).
Установлен также запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исклю-чительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг. При этом установлено, что решение федерального антимонопольного органа, которым такие действия признаны недобросовестной конкуренцией, направляется заинтересованным лицом в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности для признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку.
Совершение любого из перечисленных действий, за исключением недобросовестной конкуренции, выразившейся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, а также за исключением случаев, если такие действия совершены при осуществлении виновным лицом рекламы, влекут административную ответственность в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи.
Недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результа-тов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индиви-дуализации продукции, работ, услуг, влечет административную ответственность в соответствии с ч. 2 комментируемой ста-тьи.
3. Отдельные действия, образующие объективную сторону составов административных правонарушений, предусмот-ренных ч. 1 и 2 комментируемой статьи, могут содержать признаки составов административных правонарушений, преду-смотренных ч. 1 и 2 ст. 7.12, ст. 13.14 и 14.7 КоАП РФ.
В таких случаях вопрос о квалификации содеянного должен решаться с учетом того, носят ли рассматриваемые действия характер недобросовестной конкуренции, т.е. отвечают ли они предусмотренным ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции" понятиям.
4. Следует отметить, что за незаконное использование чужого знака, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб (в сумме, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей), наступает уголовная ответственность, предусмотренная ст. 180 УК РФ.
За незаконные получение, разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую тайну, наступает уголовная ответственность в соответствии со ст. 183 УК РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
5. Субъектом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, может быть юриди-ческое лицо или индивидуальный предприниматель, а также руководители и другие работники такого юридического лица, ненадлежащим исполнением обязанностей которыми обусловлено совершение административного правонарушения.
6. Совершается административное правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, умышленно.
7. Административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 комментируемой статьи, может быть сопряжено с неза-конным извлечением дохода в значительном размере. В результате его совершения может быть причинен существенный вред правам и законным интересам других хозяйствующих субъектов, потребителей, государства. С учетом изложенного, санкция ч. 2 данной статьи предусматривает наложение на юридических лиц административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение (см. комментарий к ст. 3.5). При этом размер административного штрафа, исчисляемого исходя из выручки юридического лица, не может быть меньше ста тысяч рублей.
Виновные в совершении рассматриваемого административного правонарушения должностные лица могут быть под-вергнуты дисквалификации на срок до трех лет.
8. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами федерального антимонопольного органа и его территориальных органов (ст. 23.48). В случаях если должностное лицо антимонопольного органа, к которому поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, передает его на рассмотрение судье, дело рассматривается судьей арбитражного суда (ч. 2 и 3 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами федерального антимоно-польного органа и его территориальных органов (ч. 1 ст. 28.3).

На сайте также ищут:
Статья 4.4. Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений
Статья 8.20. Незаконная передача минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации
Статья 2.1. Административное правонарушение
Статья 9.14. Отказ от производства транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами
Статья 17.12. Незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов