Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) с комментариями к статьям

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 239-ФЗ в часть 1 статьи 14.5 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 239-ФЗ в часть 2 статьи 14.5 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. Неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

См. письмо ФНС России от 13 июня 2006 г. N ММ-6-06/597@

См. комментарии к статье 14.5 КоАП РФ

Научно-практический комментарий:

1. Диспозиция комментируемой статьи имеет сложную структуру и содержит несколько различающихся в зависимо-сти от объективной стороны составов административных правонарушений. Административная ответственность в соответст-вии с комментируемой статьей наступает, во-первых, за продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг при отсут-ствии установленной информации об изготовителе или продавце и, во-вторых, за продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
Указанные деяния посягают на права потребителя, включая право на информацию, на выбор товаров (работ, услуг), на установленный порядок осуществления государством контроля в сфере торговли, оказания услуг, выполнения соответст-вующих работ, а в части, касающейся административной ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин, - на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, пра-вила государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов).
2. Содержание права потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) раскрыто в ст. 8 - 11 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (в ред. Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ с дальнейшими изменениями). В соответствии с указанными нормами обязательные для предоставления потребителю сведения включают в себя указываемые на вывеске фирменное наименование изготовителя (исполнителя, продавца), его юридический адрес, а также режим работы. При этом изготовитель (исполнитель, продавец), являющийся индивидуальным предпринимателем, обязан также предоставить информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. В случае если вид деятельности, осуществляемой изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также об органе, выдавшем эту лицензию.
3. Рассматриваемые административные правонарушения следует отличать от продажи товаров (оказания услуг, вы-полнения работ) без необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы, административная ответственность за которую наступает в соответствии со ст. 14.8 Кодекса.
4. При решении вопросов об ответственности за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг без приме-нения контрольно-кассовых машин следует иметь в виду Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении кон-трольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Установленные указанным Федеральным законом требования в области применения контрольно-кассовых машин несколько отличаются от требований, предусмотренных ранее действовавшим Законом РФ.
В Федеральном законе используется новое понятие "контрольно-кассовая техника", включающее контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, про-граммно-технические комплексы. При этом под фискальной памятью понимается наличие в составе контрольно-кассовой техники программно-аппаратных средств, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов.
В соответствии с п. 2 ст. 10 указанного Закона применение контрольно-кассовой техники без фискальной памяти при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт не допускается.
В соответствии со ст. 2 Закона контрольно-кассовая техника применяется в обязательном порядке всеми организация-ми и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с ис-пользованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Из данного правила предусмотрены исключения. Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использо-ванием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии вы-дачи ими приравненных к кассовым чекам бланков строгой отчетности, порядок утверждения формы, учета, хранения и уничтожения которых устанавливается Правительством РФ (см. Постановление Правительства РФ от 31 марта 2005 г. N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платеж-ных карт без применения контрольно-кассовых машин" (с изм. и доп.)).
Организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без приме-нения контрольно-кассовой техники при осуществлении отдельных видов деятельности, в частности:
продажи газет и журналов, ценных бумаг и лотерейных билетов; проездных билетов и талонов для проезда в город-ском общественном транспорте; обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий; торговли на рынках, ярмарках; разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами и продажи некоторых других товаров.
В остальных случаях за продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг без применения контрольно-кассовых машин (в том числе и по причине их отсутствия) наступает административная ответственность в соответствии с комментируемой статьей.
Кроме того, следует иметь в виду, что в судебной практике (см. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 июля 2003 г. N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" // Экономика и жизнь. 2003. N 34) под неприменением контрольно-кассовых машин понимается также и использование машин, не соответствующих требованиям, установленным Федеральным законом от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ: использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах (ст. 4 и 5 Федерального закона), контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр (п. 1 ст. 3), контрольно-кассовой машины без фискальной памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти (ст. 4), контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти (ст. 4 и 5), пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы менее той, которая уплачена покупателем (клиентом).
5. Субъектами рассматриваемых административных правонарушений могут являться юридические лица и индивиду-альные предприниматели, осуществляющие реализацию товаров, выполнение услуг либо оказание услуг, а также их руководители и иные работники.
6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривают должностные лица налоговых органов - в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения контрольно-кассовых машин (ст. 23.5), органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ст. 23.49), а также органов внутренних дел (милиции) (ст. 23.3).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица перечисленных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

На сайте также ищут:
Статья 5.53. . Незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю
Статья 2.6. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц
Статья 18.14. Незаконный провоз лиц через Государственную границу Российской Федерации
Статья 7.11. Пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения
Статья 15.31. . Незаконное использование слов "инвестиционный фонд" либо образованных на их основе словосочетаний