Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) с комментариями к статьям

Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 ноября 2012 г. N 194-ФЗ часть 1 статьи 15.25 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении девяноста дней после официального опубликования названного Федерального закона

См. текст части в предыдущей редакции

1. Осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 140-ФЗ в часть 2 статьи 15.25 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст части в предыдущей редакции

2. Представление резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 140-ФЗ статья 15.25 настоящего Кодекса дополнена частью 2.1, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2.1. Непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

3. Невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а равно нарушение установленного порядка обязательной продажи части валютной выручки -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 312-ФЗ в часть 4 статьи 15.25 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

4. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ в часть 5 статьи 15.25 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 311-ФЗ в часть 6 статьи 15.25 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка и (или) сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 311-ФЗ статья 15.25 настоящего Кодекса дополнена частью 6.1

6.1. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций не более чем на десять дней -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 311-ФЗ статья 15.25 настоящего Кодекса дополнена частью 6.2

6.2. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на десять, но не более чем на тридцать дней -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 311-ФЗ статья 15.25 настоящего Кодекса дополнена частью 6.3

6.3. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на тридцать дней -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

7. Утратила силу.

Информация об изменениях:

См. текст части 7 статьи 15.25

Научно-практический комментарий:

1. Комментируемая статья изложена в новой редакции в целях приведения ее в соответствие с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изм. и доп.).
Федеральный закон о валютном регулировании и валютном контроле направлен на обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также на обеспечение устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валют-ного рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотруд-ничества. Он устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, полномо-чия органов валютного регулирования, определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, валютой РФ и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов и агентов валютного контроля.
В случаях, предусмотренных ст. 5 упомянутого Федерального закона, по вопросам валютного регулирования могут издаваться органами валютного регулирования (Правительством РФ и Банком России) обязательные для резидентов и нере-зидентов нормативные правовые акты.
Административная ответственность за нарушения валютного законодательства и нормативных правовых актов орга-нов валютного регулирования может наступать в случаях, предусмотренных ч. 1 - 7 комментируемой статьи.
2. Диспозиция ч. 1 комментируемой статьи содержит несколько составов административных правонарушений, объе-диненных родовым объектом - установленными в соответствии с законом условиями и порядком совершения валютных опе-раций. В упомянутом Федеральном законе (п. 9 ч. 1 ст. 1) перечислены виды валютных операций. В этой же статье раскрыто содержание понятий "валюта Российской Федерации", "иностранная валюта", "внутренние ценные бумаги", "внешние цен-ные бумаги", "валютные ценности", "резиденты", "нерезиденты", "уполномоченные банки", "специальный счет" и "валютные биржи" и др.
Упомянутым Федеральным законом установлены правила совершения валютных операций, а также запреты и ограничения в области совершения валютных операций (см. ст. 6 - 9 и др.).
Совершение валютных операций с нарушением установленных Законом требований влечет административную ответственность в соответствии с комментируемой частью статьи.
Субъектом административного правонарушения по ч. 1 данной статьи может являться лицо, осуществляющее пред-принимательскую деятельность без образования юридического лица (см. примечание 1 к комментируемой статье), и юриди-ческое лицо, являющиеся резидентами Российской Федерации.
Совершаются рассматриваемые административные правонарушения умышленно.
При определении размера административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы незаконной валютной опера-ции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невы-полнением установленного требования о резервировании, следует иметь в виду, что стоимость внутренних и внешних цен-ных бумаг определяется на день совершения административного правонарушения по правилам, установленным валютным законодательством Российской Федерации для расчета суммы резервирования по валютной операции. Кроме того, при определении размера административного штрафа пересчет иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту Российской Федерации производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу Банка России (см. примечания 2 и 3 к комментируемой статье).
3. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает административную ответственность за нарушение порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты вправе без ограничений открывать счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Об открытии или закрытии таких счетов резиденты обязаны в месяч-ный срок уведомлять налоговые органы по месту своего учета в порядке, установленном Правительством РФ по согласова-нию с Банком России.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, может образовать неуведомление в установленный срок налоговых органов об открытии счета (вклада) в банке, находящемся на территории государства, входящего в ОЭСР или ФАТФ, а также нарушение порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных на территории государств, не входящих в ОЭСР или ФАТФ, включая неисполнение или ненадлежащее исполнение требований о предварительной регистрации и о резервировании.
Субъектом административного правонарушения могут являться граждане и юридические лица, являющиеся резиден-тами РФ, а также должностные лица таких юридических лиц. При этом лица, осуществляющие предпринимательскую дея-тельность без образования юридического лица, в данном случае по общему правилу несут административную ответствен-ность как должностные лица.
Совершается рассматриваемое административное правонарушение умышленно.
4. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает административную ответственность за невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а равно за нарушение порядка обязательной продажи части валютной выручки.
Указанная обязанность была предусмотрена ст. 21 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле". Однако с 1 января 2007 г. данная статья утратила силу. Таким образом, в настоящее время ч. 3 комментируемой статьи представляется фактически утратившей силу в связи с отменой обязанности, ответственность за невыполнение которой она устанавливает.
5. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает административную ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (см. ст. 19 упомянутого Федерального закона).
Неисполнение соответствующих требований может образовать объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 комментируемой статьи.
При этом следует иметь в виду, что осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании влекут административную ответственность по ч. 1 комментируемой статьи.
Субъектом рассматриваемого правонарушения могут быть должностные лица и юридические лица. Совершаются та-кие правонарушения умышленно.
6. Часть 7 комментируемой статьи устанавливает административную ответственность за нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из РФ валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме. Порядок такого ввоза, вывоза и пересылки урегулирован в соответствии с действующей до 1 января 2007 г. ст. 15 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".
Объективную сторону административного правонарушения по ч. 4 данной статьи может образовать непринятие рези-дентом РФ предусмотренных законом мер, направленных на получение на свои счета валюты РФ или иностранной валюты.
Субъектом административного правонарушения может являться лицо, осуществляющее предпринимательскую дея-тельность без образования юридического лица (см. примечание 1 к комментируемой статье), и юридическое лицо, являю-щиеся резидентами РФ.
7. Часть 5 комментируемой статьи устанавливает административную ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на тамо-женную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения может образовать непринятие резидентом РФ предусмотренных законом мер, направленных на возвращение валюты РФ или иностранной валюты.
Субъектом административного правонарушения может являться лицо, осуществляющее предпринимательскую дея-тельность без образования юридического лица (см. примечание 1 к комментируемой статье), и юридическое лицо, являю-щиеся резидентами РФ.
8. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает административную ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, за нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
Обязанность резидентов и нерезидентов вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора, определена ст. 24 упомянутого Федерального закона (см. также указания Банка России от 16 января 2004 г. N 1375-У "О правилах составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации"; от 16 января 2004 г. N 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации", действующее с изменениями от 27 июля, 25 августа, 13 сентября 2004 г., 11 марта 2005 г., от 17 февраля 2006 г., от 24 ноября 2006 г., от 26 марта 2007 г.).
Осуществление ввоза, пересылки в РФ, вывоза и пересылки из РФ валюты РФ и внутренних ценных бумаг с наруше-нием требований о предварительной регистрации может образовать состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 комментируемой статьи.
Субъектом данного правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица. Совершаются та-кие правонарушения умышленно.
Не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 комментируемой статьи, случаи несоблюдения запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории РФ, а также не декларирования либо недостоверного декларирования физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ. Ответственность за эти деяния наступает соответственно по ст. 16.3 и 16.4 комментируемого Кодекса (подробнее см. комментарии к указанным статьям).
9. При определении размера административного штрафа, исходя из суммы непроданной в установленном порядке ва-лютной выручки, из суммы денежных средств, не возвращенных в РФ, следует учитывать, что пересчет иностранной валюты в валюту РФ производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу ЦБ РФ (Банка России). См. по этому вопросу примечание 3 к тексту комментируемой статьи.
10. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривают долж-ностные лица органов валютного контроля (см. комментарий к ст. 23.60). Протоколы об административных правонарушени-ях составляют должностные лица органов и агентов валютного контроля (ч. 1 и п. 80 ч. 2 ст. 28.3).
11. В случае, если осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии) или с нарушением ус-ловий такого разрешения (лицензии) носит характер незаконной предпринимательской деятельности, наступает уголовная ответственность по ст. 171 УК РФ. Невозвращение из-за границы в размере, превышающем пять миллионов рублей, средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ, квалифицируется по ст. 193 УК РФ.