Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) с комментариями к статьям

Статья 15.3. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 15.3. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 239-ФЗ в часть 1 статьи 15.3 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

2. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Примечание. Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в настоящей статье, статьях 15.4 - 15.9, 15.11 настоящего Кодекса, применяется к лицам, указанным в статье 2.4 настоящего Кодекса, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

<Статья | Статья 15.3 | Статья 15.4>

Научно-практический комментарий:

1. Установление ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах имеет свои особенности. Как следует из положений ст. 106, п. 1, 3 и 4 ст. 108 ч. 1 НК РФ, законодатель наделяет налоговую ответственность статусом самостоятельного вида ответственности, отграничивая ее от других видов ответственности, в том числе и от административной. Виды налоговых правонарушений и меры налоговой ответственности за них могут устанавливаться Налоговым кодексом. Вместе с тем за нарушение законодательства о налогах и сборах могут быть установлены помимо налоговой меры административной, уголовной и иной ответственности. Согласно п. 1 ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законом. Исходя из смысла п. 3 и 4 ст. 108 НК РФ следует, что меры административной ответственности могут применяться лишь в отношении должностных лиц организаций, которые являются субъектами налоговой ответственности. Отдельные граждане, если они являются налогоплательщиками, за нарушение законодательства о налогах и сборах могут нести уголовную или налоговую ответственность, а организации (юридические лица) - только налоговую.
Как указывается в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (с изм. от 2 июня 2004 г.), при решении вопроса о соотношении положений КоАП РФ и ч. 1 НК РФ судам необходимо иметь в виду следующее:
статья 2 Федерального закона о введении КоАП РФ в действие признала утратившими силу лишь п. 4 ст. 91, ст. 124 и п. 3 ст. 126 НК РФ. Ответственность за административные правонарушения в области налогов установлена ст. 15.3 - 15.9 и 15.11 КоАП РФ. Субъектами ответственности согласно данным статьям являются должностные лица организаций;
поскольку в силу глав 15, 16 и 18 НК РФ в соответствующих случаях субъектами ответственности являются сами ор-ганизации, а не их должностные лица, привлечение последних к административной ответственности не исключает привле-чения организаций к ответственности, установленной НК РФ.
Таким образом, административная ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах (ст. 15.3 - 15.11 КоАП РФ) предполагает наложение наказания на должностных лиц организации, совершившей налоговое правонарушение, предусмотренное главой 16 ч. 1 НК РФ.
Следует обратить внимание, что субъектом административной ответственности в соответствии с указанными статьями являются лица, не признаваемые НК РФ налогоплательщиками. Соответственно граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут ответственность за совершенные правонарушения в области налогов и сборов в соответствии с НК РФ.
2. Объектом правонарушения, предусмотренного рассматриваемой статьей, являются отношения в области налогового контроля. Установлено правило, в соответствии с которым каждый налогоплательщик подлежит постановке на учет в налоговых органах (ст. 83 НК РФ), и соответственно обязанность налогоплательщика на такой учет встать (п. 1 ст. 23 НК РФ).
3. Статьей 83 НК РФ установлено, что организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Особенности постановки на учет иностранных организаций установлены Приказами МНС России от 7 апреля 2000 г. N АП-3-06/124 и от 28 июля 2003 г. N БГ-3-09/426.
Порядок постановки на учет в территориальных органах государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования РФ) определен Законом РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
4. Необходимо учитывать, что ст. 27 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусмотрена ответственность за нарушение срока регистрации в органе Пенсионного фонда Российской Фе-дерации. Как следует из информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 августа 2004 г. N 79, Высший Арбитражный Суд не усматривает конкуренции между указанной выше статьей Федерального закона и комментируемой статьей КоАП РФ.
5. Непостановка на учет в налоговые органы и органы Фонда социального страхования в указанные сроки составляет объективную сторону правонарушений, ответственность за которые предусмотрена рассматриваемой статьей. Порядок исчисления сроков определяется в соответствии со ст. 6.1 НК РФ, а в части, не урегулированной указанной статьей, - положениями главы 11 ГК РФ "Исчисление сроков".
6. Часть 1 комментируемой статьи представляет собой простой формальный состав - нарушение срока подачи заявле-ния о постановке на учет. В ч. 2 есть квалифицирующий признак - нарушение установленного срока подачи заявления, со-пряженное с ведением деятельности.
7. Субъектами правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются руководители организаций-налогоплательщиков (включая филиалы и представительства) и организаций, являющихся страхователями по обязательному страхованию. Индивидуальные предприниматели, а также лица, занимающиеся частной практикой (частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты), несут ответственность в соответствии со ст. 116 НК РФ.
8. Субъективная сторона состава - совершение данных правонарушений умышленно или по неосторожности.
9. Дела о правонарушениях, предусмотренных данной статьей, рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица налоговых органов и органов го-сударственных внебюджетных фондов (п. 5 ч. 2 и ч. 5 ст. 28.3).

На сайте также ищут:
Статья 11.21. Нарушение правил использования полосы отвода и придорожных полос автомобильной дороги
Статья 23.1. Судьи
Статья 5.28. Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения
Статья 8.43. Нарушение требований к осуществлению деятельности в Антарктике и условий ее осуществления
Статья 19.30. Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса