Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) с комментариями к статьям

Статья 16.19. Несоблюдение таможенной процедуры

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ в часть 1 статьи 16.19 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Заявление в декларации на товары недостоверных сведений о них либо представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для помещения товаров под таможенную процедуру, предусматривающую полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение мер нетарифного регулирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 16.1, частями 2 и 3 статьи 16.2, статьей 16.17 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ в часть 2 статьи 16.19 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. Пользование или распоряжение товарами в нарушение таможенной процедуры, под которую они помещены, в том числе передача права использования таможенной процедуры посредством передачи в отношении товаров прав владения, пользования или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенной процедурой, другому лицу без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одного до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ в часть 3 статьи 16.19 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Незавершение в установленные сроки таможенной процедуры, в отношении которой установлено требование о ее завершении, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

<Статья 16.18 | Статья 16.19 | Статья 16.20>

Научно-практический комментарий:

1. Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, свя-занные с регулированием таможенных режимов.
Ввоз товаров на таможенную территорию РФ и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц помес-тить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных ТК РФ, и соблюдать этот режим (ст. 156).
2. ТК РФ определяет таможенный режим как совокупность требований и условий, определяющих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, установленных в со-ответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также наличие или отсутствие запретов и ограничений на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ (подп. 22 п. 1 ст. 11 ТК РФ).
3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, выражается в несоблюдении условий помещения товаров и (или) транспортных средств под таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение запретов и (или) ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государ-ственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Условия помещения товаров под таможенные режимы установлены подразделом 2 "Таможенные режимы" раздела II ТК РФ. Транспортные средства перемещаются через таможенную границу в соответствии с таможенными режимами вре-менного ввоза и временного вывоза с учетом особенностей, установленных гл. 22 ТК РФ "Перемещение транспортных средств".
К таможенным режимам, за несоблюдение условий помещения под которые товаров и (или) транспортных средств предусмотрена ответственность по данной статье, относятся все таможенные режимы, за исключением выпуска товаров для внутреннего потребления и экспорта (см. ст. 155 ТК РФ).
Способом совершения данного правонарушения является заявление при декларировании недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах либо представления недействительных документов.
При разграничении данного состава с составами, предусмотренными ч. 2 и 3 данной статьи, следует иметь в виду, что заявленные недостоверные сведения могли послужить основанием для помещения товаров под льготный таможенный ре-жим, а также для освобождения от уплаты таможенных платежей и (или) неприменения запретов и ограничений, установ-ленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
4. Объективную сторону по ч. 2 комментируемой статьи составляет пользование или распоряжение товарами и (или) транспортными средствами в нарушение таможенного режима, под который они помещены, либо передача права использо-вания таможенного режима посредством передачи в отношении товаров или транспортных средств прав владения, пользования или распоряжения другому лицу без разрешения или письменного уведомления таможенного органа.
Ограничения, связанные с пользованием и распоряжением товарами, помещенными под определенный таможенный режим, установлены рядом статей подраздела 2 раздела II ТК РФ (например, ст. 176, 190, 211, 219 ТК РФ).
Разрешение или письменное уведомление таможенного органа предусмотрены при передаче прав владения, пользова-ния или распоряжения в отношении товаров, помещенных под таможенные режимы переработки на таможенной территории (п. 5 ст. 179 ТК РФ), временного ввоза (п. 2 ст. 211 ТК РФ) и таможенного склада (п. 4 ст. 219 ТК РФ).
5. Объективная сторона правонарушения по ч. 3 данной статьи выражается в бездействии - незавершении в установ-ленные сроки таможенного режима, в отношении которого установлено требование о его завершении.
Требование о завершении установлено в отношении большинства таможенных режимов (ст. 171, 185, 195, 208, 214, 223, 256 ТК РФ). При этом сроки завершения зависят от условий помещения товаров под данный режим (например, от срока разрешения на переработку товаров). Указанные сроки могут быть продлены (см. ст. 177).
Следует иметь в виду, что физические лица за нарушение сроков временного ввоза (вывоза) товаров и транспортных средств несут ответственность по ст. 16.18 КоАП РФ, содержащей специальные нормы.
6. Объективная сторона правонарушения по ч. 4 данной статьи выражается в бездействии - неисполнении при осуще-ствлении внешнеторговых бартерных сделок требований таможенного режима экспорта об обязательном ввозе на таможен-ную территорию Российской Федерации равноценных по стоимости экспортированным товарам товаров, работ, услуг или исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности либо о зачислении на счета в уполномоченных банках денежных средств, если внешнеторговые бартерные сделки предусматривают частичное использование денежных и (или) иных платежных средств, а также неподтверждении факта выполнения такой обязанности.
В соответствии со ст. 166 ТК РФ условиями помещения товаров под таможенный режим экспорта является, в частно-сти, соблюдение требований и условий, установленных другими федеральными законами. Указанное требование предусмотрено ст. 45 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
Однако указанные обязанности должны быть осуществлены в сроки исполнения текущих валютных операций. Так как понятие текущих валютных операций не определено действующим законодательством, привлечение лиц к административной ответственности по ч. 4 представляется проблематичным.
7. Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, является декларант, поскольку именно на него в соответствии со ст. 161 ТК РФ возложена обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под тамо-женный режим. Таможенный брокер не является субъектом правонарушения по данной статье, так как обязанность выпол-нять установленные ограничения прямо возложена на другое лицо (ст. 144 ТК РФ).
Субъектом правонарушений, предусмотренных ч. 2 и 3 данной статьи, является декларант как лицо, на которое возлагаются обязанности по соблюдению условий и ограничений таможенных режимов и завершению его действия в соответствии с требованиями законодательства, т.е. лицо, поместившее товары под таможенный режим. При передаче разрешения на переработку товаров на основании п. 5 ст. 179 ТК РФ, передаче временно ввезенных товаров в соответствии с п. 2 ст. 211 ТК РФ и в других подобных случаях субъектом правонарушения будет выступать лицо, которое взяло на себя обязательства по их дальнейшему соблюдению.
8. С субъективной стороны данные правонарушения могут характеризоваться как умышленной, так и неосторожной формой вины.
9. Дела об административных правонарушениях по ч. 1 - 3 данной статьи рассматривают должностные лица таможенных органов, а также судьи (ст. 23.8 и ч. 2 ст. 23.1), а по ч. 4 - должностные лица таможенных органов (ст. 23.8).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица таможенных органов (ст. 28.3).

На сайте также ищут:
Статья 8.40. Нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы
Статья 12.36. Утратила силу.
Статья 19.25. Неисполнение военно-транспортных мобилизационных обязанностей
Статья 20.14. Нарушение правил сертификации оружия и патронов к нему
Статья 15.15. Нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе