Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) с комментариями к статьям

Статья 16.8. Причаливание к находящимся под таможенным контролем водному судну или другим плавучим средствам

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 16.8. Причаливание к находящимся под таможенным контролем водному судну или другим плавучим средствам

Причаливание к находящимся под таможенным контролем водному судну или другим плавучим средствам, за исключением случаев, если такое причаливание допускается, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.


Статья 16.9. Недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или недоставка документов на них

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ в часть 1 статьи 16.9 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Недоставка товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки либо выдача (передача) без разрешения таможенного органа или утрата товаров, находящихся под таможенным контролем, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ в часть 2 статьи 16.9 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. Недоставка таможенных, коммерческих или транспортных (перевозочных) документов на товары, перевозимые в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

<Статья 16.7 | Статья 16.8 | Статья 16.9>

Научно-практический комментарий:

1. Цель комментируемой статьи - обеспечить исполнение таможенного законодательства. Согласно ст. 14 ТК РФ все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке и на условиях, определяемых таможенным законодательством. Комментируемой статьей установлена ответственность за со-вершение административного правонарушения, посягающего на установленный порядок проведения таможенного контроля.
2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в причаливании к судну и иным плавучим средствам, находящимся под таможенным контролем, любых судов и плавучих средств, находящихся или не находящихся под таможенным контролем, без разрешения таможенного органа.
ТК РФ прямо не устанавливает запрет на такие действия. Однако такой запрет следует из статуса товаров и транс-портных средств, находящихся под таможенным контролем, и режима зоны таможенного контроля (см. комментарий к ст. 16.5).
Этот запрет нашел отражение в Положении о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ этими судами, утвержден-ном Приказом ГТК России от 12 сентября 2001 г. N 892 (с 1 января 2004 г. действует в части, не противоречащей ТК РФ). Согласно указанному Положению все операции, связанные с обеспечением стоянки судов, находящихся под таможенным контролем, производятся с разрешения таможенного органа и органа пограничного контроля. Любое изменение места стоянки судна в порту (переходы, перешвартовка) осуществляется только по согласованию с таможенным органом и органом пограничного контроля. Не допускается причаливание судов и других плавучих средств к судам и другим плавучим средствам, находящимся под таможенным контролем, без разрешения таможенного органа и органа пограничного контроля.
Разрешение таможенного органа на осуществление операции по причаливанию не требуется в случае форс-мажорных обстоятельств (авария, стихийные бедствия, угроза безопасности людей, судов, товаров, необходимость оказания срочной медицинской помощи членам экипажа и пассажирам, доставка спасенных людей и т.п.), требующих немедленного реагирования. В этих случаях таможенный орган может быть уведомлен о причаливании уже после проведения этой операции (п. 10 указанного Положения).
Обязательным условием привлечения лица к ответственности за данное правонарушение является нахождение судна или плавучего средства, к которому осуществлено причаливание, под таможенным контролем. Время нахождения товаров и транспортных средств под таможенным контролем определяется в соответствии со ст. 360 ТК РФ.
Состав рассматриваемого правонарушения является формальным, ответственность за его совершение наступает вне зависимости от наступивших последствий.
3. В отличие от большинства статей настоящей главы субъект данного правонарушения не является специальным. Это - лицо, которое причаливает к судну или плавучему средству, находящемуся под таможенным контролем. В основном субъектом может быть лицо, имеющее право управления судном либо иным плавучим средством. Однако из положений статьи не следует, что к ответственности может привлекаться только такое лицо. Лицо, допустившее причаливание, к ответственности в соответствии с данной статьей не может быть привлечено ввиду отсутствия в его деянии объективной стороны правонарушения.
4. С субъективной стороны данное правонарушение может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью.
5. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, рассматривают должностные лица таможенных органов (ст. 23.8).
Протоколы составляют должностные лица таможенных органов (ч. 1 ст. 28.3).