Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) с комментариями к статьям

Статья 16.9. Недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или недоставка документов на них

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ в часть 1 статьи 16.9 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Недоставка товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки либо выдача (передача) без разрешения таможенного органа или утрата товаров, находящихся под таможенным контролем, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ в часть 2 статьи 16.9 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. Недоставка таможенных, коммерческих или транспортных (перевозочных) документов на товары, перевозимые в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

<Статья 16.8 | Статья 16.9 | Статья 16.10>

Научно-практический комментарий:

1. Целью данной статьи является недопущение несанкционированного включения во внутренний оборот государства товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем. Продолжительность указанного статуса товаров и транспортных средств определяется ст. 360 ТК РФ. Пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем, допускается в порядке и на условиях, которые определены таможенным законодательством.
Важность этих установлений подтверждена Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 мая 1999 г. N 8-П, в котором, в частности, указывается, что осуществление прав пользования и распоряжения перемещаемым имуществом без выполнения всех необходимых обязанностей фактически означало бы их выпуск в свободное обращение без таможенного оформления и контроля, что в конечном счете сделало бы невозможным само таможенное регулирование и достижение его конституционно защищаемых ценностей и целей.
Таким образом, объектом комментируемой статьи являются общественные отношения, связанные с проведением та-моженного контроля. Поскольку одним из возможных последствий данного правонарушения является включение в оборот товаров, в отношении которых не уплачены таможенные платежи, можно считать, что оно затрагивает также экономическую безопасность и экономические интересы Российской Федерации.
2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, выражается в следующих действиях (бездействии): недоставка товаров, перевозимых в соответствии с внутренним таможенным транзитом либо помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, в место доставки; выдача (передача) без разрешения тамо-женного органа либо утрата товаров, имеющих статус находящихся на временном хранении (товары приобретают такой статус с момента их предъявления в месте прибытия на таможенную территорию РФ (п. 2 ст. 77 ТК РФ) и сохраняют его до выпуска или истечения предельного срока временного хранения); помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита; хранящихся на таможенном складе или свободном складе.
Требование доставить товары в место доставки является одним из основных требований таможенной процедуры внутреннего таможенного транзита (ст. 88 ТК РФ) и таможенного режима международного таможенного транзита (ст. 167, 169 ТК РФ). Место доставки товаров, помещенных под таможенную процедуру внутреннего таможенного транзита или таможенного режима международного таможенного транзита, определяется в соответствии со ст. 85 ТК РФ.
В Методических рекомендациях от 30 июня 2005 г. указывается, что доставление товаров в зону таможенного контроля, не являющуюся местом доставки товара, не может быть квалифицировано по рассматриваемой статье. В этом случае лицо несет ответственность по ст. 16.10 КоАП РФ.
3. Частью 2 комментируемой статьи устанавливается ответственность за недоставку документов на товары, перевози-мые в соответствии с внутренним таможенным транзитом либо помещенные под таможенный режим международного та-моженного транзита, в место доставки. Обязанность доставить такие документы возложена на перевозчика (ст. 88 ТК РФ).
4. Субъектом правонарушений, предусмотренных данной статьей, выступают лица, на которых согласно требованиям таможенного законодательства возлагаются соответствующие обязанности в отношении находящихся под таможенным контролем товаров и транспортных средств, а также документов на них.
В соответствии со ст. 88 ТК РФ ответственность за недоставку товаров и документов на них несут только перевозчики, в том числе таможенные перевозчики. В этой связи только перевозчики могут быть субъектами правонарушения, связанного с недоставкой товаров, и в том случае, когда разрешение на внутренний таможенный транзит выдано экспедитору или лицу, которое будет осуществлять хранение товаров или проведение с ними других операций. В случае недоставки товаров в таможенный орган назначения ст. 90, 92 ТК РФ возлагают на них ответственность только за неуплату таможенных пошлин и налогов.
Субъектами правонарушений, связанных с выдачей без разрешения таможенного органа либо утратой товаров, явля-ются прежде всего перевозчики, владельцы складов временного хранения, таможенных складов, владельцы свободных скла-дов и другие лица, на которых ТК РФ возложена соответствующая обязанность. Следует иметь в виду, что владельцы мага-зинов беспошлинной торговли в случае выдачи (передачи) товаров без разрешения таможенных органов несут ответствен-ность по ч. 2 ст. 16.19.
5. В отношении субъективной стороны рассматриваемых правонарушений необходимо отметить следующее: "выдача (передача)" и "недоставка" предполагают наличие вины в форме умысла; "утрата" предполагает неосторожную форму вины, поскольку предметы правонарушения вышли из владения лица помимо его воли. Однако если установлено, что у лица отсутствовала возможность предотвратить или воспрепятствовать утрате товаров и транспортных средств, оно не может привлекаться к ответственности по данной статье.
6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 данной статьи, рассматривают должностные лица таможенных органов (ст. 23.8) и судьи (ч. 2 ст. 23.1), а о правонарушениях, предусмотренных ч. 2, - должностные лица таможенных органов (ст. 23.8).
Протоколы составляют должностные лица таможенных органов (ч. 1 ст. 28.3).

На сайте также ищут:
Статья 11.26. Незаконное использование зарегистрированных в других государствах автотранспортных средств для перевозок грузов и (или) пассажиров
Статья 1.3. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях
Статья 14.42. Нарушение установленных федеральным законом требований к условиям заключения договора поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности
Статья 3.1. Цели административного наказания
Статья 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования