Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) с комментариями к статьям

Статья 18.12. Нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил пребывания (проживания) в Российской Федерации

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 18.12. Нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил пребывания (проживания) в Российской Федерации

Неисполнение беженцем или вынужденным переселенцем при перемене места пребывания или места жительства обязанности сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, к которому он прикреплен, а равно неисполнение обязанности своевременно встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по новому месту пребывания или месту жительства либо несообщение беженцем в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, об изменении фамилии, имени, семейного положения, состава семьи, а также о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства (подданства) иного государства -

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч пятисот рублей.

<Статья 18.11 | Статья 18.12 | Статья 18.13>

Научно-практический комментарий:

1. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах" (с изм. и доп.) устанавливает, что беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу обоснованных опасений стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны, или не желает пользоваться защитой вследствие таких опасений, или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местоположения в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. В Законе указываются пределы его действия и устанавливается, в частности, что он не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего местожительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Закон РФ от 20 декабря 1995 г. N 202-ФЗ "О вынужденных переселенцах" (с изм. и доп.) устанавливает, что: вынуж-денный переселенец - это гражданин Российской Федерации, покинувший местожительства вследствие совершенного в от-ношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подверг-нуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или вследствие политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка (ст. 1). Закон определяет категории лиц, признаваемых вынужденными переселенцами.
2. Комментируемая статья содержит три тесно связанных между собой состава административных правонарушений: неисполнение беженцем или вынужденным переселенцем при перемене места пребывания или места жительства обязанно-стей сняться с учета в территориальном органе Федеральной миграционной службы, уполномоченном на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, к которому он прикреплен; неисполнение обязанностей своевременно встать на учет по новому месту пребывания или месту жительства; несообщение беженцем в соответствующий территори-альный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, об изменении фамилии, имени, семейного положения, состава семьи, а также о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства (подданства) иного государства.
Все приведенные составы административных правонарушений связаны с нарушением режима пребывания иностран-ных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
3. Законодательство о беженцах и вынужденных переселенцах во многих своих положениях базируется на требованиях Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Этот Закон определяет цели и правила регистрационного учета, обязательного и для беженцев и вынужденных переселенцев, содержание ряда понятий, упоминаемых в комментируемой статье.
Необходимо также иметь в виду Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностран-ных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (имея в виду беженцев) и принятые во исполнение этого Зако-на нормативные правовые акты Правительства РФ и ФМС России (подробнее см. комментарий к ст. 18.11).
4. Документом, служащим основанием для регистрации органом внутренних дел лица, признанного беженцем или вы-нужденным переселенцем, и членов его семьи по месту жительства или по месту пребывания, является удостоверение, выда-ваемое этому лицу федеральным органом исполнительной власти по миграционному учету либо его территориальным орга-ном.
В соответствии с требованиями Федерального закона "О беженцах" лицо, признанное беженцем, при перемене места пребывания обязано сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение семи дней со дня прибы-тия к новому месту пребывания встать на учет в соответствующем органе миграционной службы. Постановка на учет лица, признанного беженцем, в территориальном органе миграционной службы является основанием для регистрации данного лица и членов его семьи в территориальном органе внутренних дел по новому месту пребывания.
Вынужденный переселенец в соответствии со ст. 6 Закона РФ "О вынужденных переселенцах" при перемене места жительства обязан сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе миграционной службы по новому месту жительства.
5. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзо-ру в сфере миграции, является Федеральная миграционная служба, Положение о которой утверждено Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 928.
6. Объектом правонарушений, приведенных в данной статье, является режим пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан, лиц без гражданства, а также граждан Российской Федерации, признанных вынужденны-ми переселенцами.
7. Субъектом ответственности за нарушение правил снятия с регистрационного учета и своевременной постановки на учет является достигшее восемнадцатилетнего возраста лицо, признанное в установленном законом порядке беженцем или вынужденным переселенцем, а за несообщение в соответствующий территориальный орган миграционной службы об изме-нении фамилии, имени, семейного положения, состава семьи, а также о приобретении гражданства РФ или гражданства (подданства) иного государства - лицо, признанное беженцем. Указание на восемнадцатилетний возраст вытекает из содер-жания Законов "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах".
Согласно ст. 4 Закона "О беженцах" лицо, не достигшее 18 лет и прибывшее на территорию России без сопровождения родителей или опекунов, может быть признано беженцем. В этом случае данное лицо несет ответственность за указанные в статье правонарушения с 16 лет.
8. С объективной стороны правонарушения выражаются в неисполнении беженцем или вынужденным переселенцем обязанности при перемене места жительства сняться с учета и встать на учет по новому месту пребывания или жительства, а также в неисполнении беженцем требования закона сообщить в соответствующий орган миграционной службы об измене-нии фамилии, имени, семейного положения, состава семьи, о приобретении гражданства Российской Федерации, гражданст-ва (подданства) иного государства.
Лицо, получившее гражданство Российской Федерации, пользуется всеми правами гражданина Российской Федерации и теряет статус беженца.
9. С субъективной стороны правонарушения, приведенные в настоящей статье, могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности.
10. Дела об административных правонарушениях рассматривают мировые судьи (ч. 1 и 3 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3) и органов Федеральной миграционной службы (п. 15 ч. 2 ст. 28.3).

На сайте также ищут:
Статья 11.13. Нарушение правил выпуска судна в плавание или допуск к управлению судном лиц, не имеющих соответствующего диплома (свидетельства, удостоверения) либо находящихся в состоянии опьянения
Статья 8.31. Нарушение правил санитарной безопасности в лесах
Статья 11.2. Утратила силу
Статья 4.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность
Статья 7.4. Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых