Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) с комментариями к статьям

Статья 18.15.  Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 19 мая 2010 г. N 86-ФЗ в часть 1 статьи 18.15 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2010 г.

См. текст части в предыдущей редакции

1. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ в часть 2 статьи 18.15 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ в часть 3 статьи 18.15 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.


Примечания:

1. В целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

2. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

<Статья 18.14 | Статья 18.15 | Статья 18.16>

Научно-практический комментарий:

1. Комментируемая статья введена в КоАП РФ Федеральным законом от 5 ноября 2006 г. N 189-ФЗ. Ее цель - обеспе-чить мерами административно-правового воздействия предупреждение и сокращение незаконной внешней трудовой мигра-ции и соблюдение работодателями законодательства РФ о порядке привлечения к трудовой деятельности иностранных ра-ботников на территории России.
Ранее административная ответственность за нарушение работодателями указанного законодательства была преду-смотрена п. 1 ст. 18.10 КоАП РФ, ныне более четко сформулированы составы административных правонарушений и усилена ответственность за их совершение.
2. Комментируемая статья содержит три состава административных правонарушений. Их общим объектом являются общественные отношения, возникающие в связи с привлечением иностранных граждан к трудовой деятельности в РФ. Эти отношения регулируются: Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граж-дан в Российской Федерации" (с изм. и доп.), Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 681 "О порядке вы-дачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Рос-сийской Федерации", которым утверждены Правила выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации. Отдельные вопросы в данной области регламенти-руются иными постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнитель-ной власти, нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Трудовая деятельность иностранного гражданина, лица без гражданства (далее - иностранного гражданина) - это его работа в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
Под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование этого гражданина (см. примечание 1 к ст. 18.15).
3. Предметом посягательства по ч. 1 ст. 18.15 является правило о том, что иностранный гражданин, лицо без граждан-ства могут осуществлять трудовую деятельность только при наличии у них специального документа (разрешения на работу), а работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного работника, обязаны обеспечить получение этим работником такого разрешения.
Разрешение на работу - это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории России трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
Форма и порядок выдачи разрешений на работу иностранному работнику определяются упомянутыми выше Правилами выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации.
Объективную сторону рассматриваемого правонарушения, таким образом, составляют действия (бездействие) работодателя, нарушение правила о приеме на работу иностранного гражданина.
4. Предмет посягательства по ч. 2 данной статьи - общее требование о том, что работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии у него разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы.
Форма, условия и порядок выдачи работодателем этого документа устанавливаются Правилами выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в РФ.
Разрешение на привлечение и использование иностранных работников - документ, подтверждающий право работода-теля привлекать таких работников. Этим документом устанавливаются квоты на привлечение определенного числа ино-странных граждан в целом и по группам профессий, нанимаемых работодателем на территории соответствующего субъекта РФ. Такие документы выдаются Федеральной миграционной службой или ее территориальными органами на срок до одного года и не подлежат передаче другим работодателям.
Объективную сторону правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи образуют действия работодателя, направлен-ные на фактическое использование иностранных работников без получения указанного разрешения на их привлечение.
5. При рассмотрении дела о правонарушении по ч. 2 данной статьи необходимо учитывать, что согласно п. 9 ст. 13.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан" иностранные граждане, прибывшие в РФ в порядке, не требующем получения визы, привлекаются к трудовой деятельности без оформления работодателем разрешения на их ис-пользование.
6. При применении ч. 1 и 2 комментируемой статьи следует также иметь в виду, что ст. 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлены категории иностранных граждан, на которых не распространяется разрешительный порядок привлечения иностранных работников к трудовой деятельности.
7. Предметом посягательства по ч. 3 комментируемой статьи является правило об обязательном направлении работо-дателями информации (сведений) в уполномоченные органы о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражда-нина.
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ закрепляет обязанности работодателя: 1) уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы России и региональный орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения, о привлечении иностранных работников, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2006 г. N 798 "Об утверждении порядка подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы"; 2) уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом; 3) направлять в Министерство внутренних дел РФ или его территориальный орган информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), о досрочном расторжении таких договоров; 4) сообщать в МВД России или его территориальный орган и территориальный орган федеральной службы безопасности РФ о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.
Согласно п. 13 Правил выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в РФ работодатели, получившие разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, обязаны в месячный срок направить в государственную инспекцию труда по соответствующему субъекту РФ сведения о заключении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров с иностранными работниками.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в бездействии работодателя, т.е. невыполнении им перечисленных выше обязанностей.
8. Субъекты правонарушений по ч. 1 - 3 комментируемой статьи одни и те же. Ими являются работодатели или заказ-чики работ (услуг). В соответствии с п. 2 и 3 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2000 г. N 115-ФЗ работодателем призна-ется физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров, а заказчиком работ (услуг) - физическое или юридическое лицо, получившее аналогичное разрешение, но использующее труд иностранных рабочих на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров. Работодателем, заказчиком работ (услуг) может быть также индиви-дуальный предприниматель - гражданин РФ или иностранный гражданин.
С субъективной стороны рассматриваемые правонарушения могут быть совершены как с умыслом, так и по неосто-рожности.
9. При разрешении дел об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, важно обратить внимание на примечание 2 к статье, согласно которому в случае незаконного привлечения работодателем двух и более ино-странных работников к трудовой деятельности административная ответственность, установленная настоящей статьей, на-ступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в отношении каждого из этих работников отдельно.
За нарушение правил привлечения иностранных работников к трудовой деятельности на торговых объектах (торговых комплексах) физические и юридические лица, управляющие этими объектами, привлекаются к административной ответственности по ст. 18.16 (см. комментарий к ст. 18.16).
10. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, рассматриваются: 1) судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передают его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1); 2) органами, уполномоченными на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции: руководителями Федеральной миграционной службы РФ, ее территориальных органов, структурных подразделений территориальных органов указанного федерального органа, их заместителями (ч. 1 и 2 ст. 23.67).
Протоколы составляют должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и над-зору в сфере миграции населения (ч. 1 и п. 15 ч. 2 ст. 28.3).

На сайте также ищут:
Статья 14.51. Нарушение законодательства Российской Федерации о туристской деятельности
Статья 9.17. Нарушение нормативов запасов топлива, порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива
Статья 8.7. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв
Статья 8.33. Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных
Статья 11.23. Управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, режима труда и отдыха