Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) с комментариями к статьям

Статья 18.5. Нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море Российской Федерации или к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 18.5. Нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море Российской Федерации или к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации

Нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море Российской Федерации или к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

<Статья 18.4 | Статья 18.5 | Статья 18.6>

Научно-практический комментарий:

1. Комментируемая статья Кодекса непосредственно связана со ст. 18.1, определяющей базовые положения, необхо-димые для ее характеристики, а именно:
а) защита Государственной границы РФ обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории (пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, территориального моря и внутренних вод Российской Федерации, воздушного пространства РФ), где установлен пограничный режим и режим пунктов пропуска через Государственную границу;
б) охрана Государственной границы РФ является составной частью защиты Государственной границы и осуществля-ется пограничными органами в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами РФ в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Охрана Государственной границы РФ осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государст-венной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, погра-ничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу.
2. Пересечение Государственной границы РФ осуществляется на путях международного сообщения либо в иных мес-тах, определяемых международными договорами РФ или решениями Правительства РФ.
3. Невоенные суда и военные корабли пересекают Государственную границу РФ на море, реках, озерах и иных водо-емах также с соблюдением правил, установленных Законом РФ "О Государственной границе Российской Федерации", меж-дународными договорами Российской Федерации, федеральными законами. Иностранные невоенные суда и военные кораб-ли в территориальном море РФ пользуются правом мирного прохода при условии соблюдения международных договоров и законодательства РФ.
4. Воздушные суда пересекают Государственную границу РФ по специально выделенным воздушным коридорам про-лета с соблюдением правил, установленных Правительством РФ и публикуемых в документах аэронавигационной информации. Воздушным судам при следовании от Госграницы до пунктов пропуска через Госграницу и обратно, а также при транзитном пролете через воздушное пространство РФ запрещается посадка в аэропортах, на аэродромах РФ, не открытых Правительством РФ для международных полетов, вылет с неоткрытых аэропортов, аэродромов, другие действия, запрещенные законодательством РФ, международными договорами РФ.
5. Не являются нарушением правил пересечения Государственной границы РФ вынужденное пересечение Государст-венной границы лицами, транспортными средствами на суше, вынужденный заход иностранных невоенных судов и военных кораблей на территорию Российской Федерации, а также вынужденный, несанкционированный влет в воздушное пространство Российской Федерации воздушных судов, транзитный пролет, осуществляемые в силу чрезвычайных обстоятельств: несчастного случая, аварии, стихийного бедствия, ледовых условий, угрожающих безопасности судна, буксировки поврежденных судов (кораблей), доставки спасенных людей, оказания срочной медицинской помощи членам экипажа или пассажирам и т.п.
6. Объектом посягательства административных правонарушений являются неприкосновенность Государственной границы РФ, установленный порядок управления в виде правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море РФ или к транзитному пролету через воздушное пространство РФ, интересы национальной безопасности.
7. Объективная сторона характеризуется нарушением, несоблюдением установленных правил. Для квалификации правонарушения необходимо обратиться к соответствующим правовым актам, регулирующим мирный проход судов через территориальное море РФ и транзитный пролет через воздушное пространство РФ.
8. Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной виной.
9. Субъектами правонарушений являются юридические лица.
10. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица пограничных органов (ст. 23.10).
Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица указанных органов (ч. 1 ст. 28.3).