Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) с комментариями к статьям

Статья 19.19. Нарушение законодательства об обеспечении единства измерений

См. текст статьи в предыдущей редакции


Статья 19.19. Нарушение законодательства об обеспечении единства измерений

1. Нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, без применения аттестованных методик (методов) измерений, с несоблюдением требований аттестованных методик (методов) измерений, либо несоблюдения установленного порядка уведомления о своей деятельности по выпуску из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и (или) средств измерений или по их ввозу на территорию Российской Федерации и продаже, либо несоблюдения порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, порядка поверки средств измерений, либо применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов неутвержденного типа, средств измерений неутвержденного типа и (или) не прошедших в установленном порядке поверку, либо несоблюдения обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений и обязательных требований к условиям их эксплуатации, либо несоблюдения порядка утверждения, содержания, сличения и применения государственных первичных эталонов единиц величин, порядка передачи единиц величин от государственных эталонов, порядка установления обязательных требований к эталонам единиц величин, используемым для обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, порядка оценки соответствия этим требованиям и порядка их применения, либо использования в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений не допущенных к применению в Российской Федерации единиц величин -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Установление должностными лицами, осуществляющими государственный метрологический надзор, требований, не соответствующих законодательству об обеспечении единства измерений в части испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, поверки средств измерений, аттестации методик (методов) измерений, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

3. Нарушение должностными лицами, осуществляющими функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, сроков принятия решения об отнесении технических средств к средствам измерений, об утверждении типа стандартных образцов и (или) типа средств измерений либо нарушение должностными лицами, осуществляющими функции по аккредитации в области обеспечения единства измерений, сроков принятия решения об аккредитации юридического лица или индивидуального предпринимателя на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений -

влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

<Статья 19.18 | Статья 19.19 | Статья 19.20>

Научно-практический комментарий:

1. Комментируемая статья содержит три состава правонарушений. Ее цель - методами административно-правового воздействия обеспечить соблюдение законодательства в сфере стандартизации, сертификации, метрологии.
2. Общим объектом административных правонарушений, предусмотренных настоящей статьей, являются обществен-ные отношения в сфере стандартизации, сертификации, метрологии. Эти правонарушения посягают на права и законные интересы потребителей, а также экономические интересы России.
Непосредственный предмет правонарушения по ч. 1 данной статьи - обязательные требования государственных стан-дартов, соответствие которым определяется в порядке обязательной сертификации продукции и услуг.
3. В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изм. и доп.) под стандартом понимается документ, в котором устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Международные стандарты принимаются международной организацией, а национальные (государственные) стандарты утверждаются национальным органом РФ по стандартизации (ст. 2 указанного Закона).
Международные стандарты и (или) национальные стандарты используются полностью или частично в качестве основы для разработки технических регламентов. Технический регламент - это документ, который устанавливает обязательные требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Технические регламенты могут приниматься международным договором РФ, федеральным законом, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ (ст. 2 Федерального закона "О техническом регулировании").
Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции и процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Требования специального технического регламента учитывают технические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации (п. 2 и 3 ст. 8 Федерально-го закона "О техническом регулировании").
Обязательные требования к отдельным видам продукции определяются совокупностью требований общих техниче-ских регламентов и специальных технических регламентов.
4. Объективную сторону рассматриваемого правонарушения образуют действия или бездействие, нарушающие обязательные требования, установленные техническими регламентами при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции.
Состав этого правонарушения включает также действия или бездействие, направленные на уклонение от представле-ния продукции, документов (сертификата соответствия, знака соответствия или декларации о соответствии) или иных сведе-ний, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, т.е. нарушающие права органов государствен-ного контроля (надзора), предусмотренные ч. 1 ст. 34 упомянутого Закона.
5. С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как с умыслом, так и по неосторожности.
Субъектами являются юридические лица - организации, предприятия (промышленные предприятия, торговые, транс-портные организации и др.). Административные наказания назначаются также должностным лицам названных предприятий, организаций, в служебные обязанности которых входит обеспечение соблюдения обязательных требований технических регламентов. Индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица (см. примечание к ст. 2.4).
Под действие ч. 1 данной статьи не подпадают деяния, ответственность за которые предусмотрена ст. 6.14, 8.23, 9.4, ч. 1 ст. 12.2, ч. 2 ст. 13.4, ст. 13.8, ч. 1 ст. 14.14, ст. 20.4 Кодекса.
6. Предмет посягательства правонарушений, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, - правила обязательной сертификации продукции и услуг.
Основные правила обязательной сертификации определяются Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Обязательное подтверждение соответствия продукции и услуг обязательным требованиям проводится только в случа-ях, установленных техническим регламентом и исключительно на соответствие требованиям данного регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ. Формы и схемы обязательного подтверждения соответствия могут предусматриваться только техническим регламентом (п. 1 и 2 ст. 23 указанного выше Федерального закона).
Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: а) принятия декларации о соответствии (декла-рирования соответствия); б) обязательной сертификации.
Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обяза-тельного подтверждения соответствия и действуют на всей территории РФ.
Порядок применения форм обязательного подтверждения соответствия определяется Федеральным законом "О техни-ческом регулировании". Отдельные вопросы обязательного подтверждения соответствия решаются нормативными правовы-ми актами Правительства РФ и федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.
7. Объективная сторона включает реализацию сертифицированной продукции: 1) не отвечающей требованиям техни-ческих регламентов; 2) без сертификата соответствия (декларации о соответствии) либо без знака соответствия; 3) без указа-ния в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать продукция, либо недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика) (см. ст. 28 Фе-дерального закона "О техническом регулировании").
Частью 2 данной статьи предусмотрено еще одно правонарушение - представление недостоверных результатов испы-таний продукции либо необоснованная выдача сертификата соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, под-лежащую обязательной сертификации. Его субъекты - испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в порядке, установленном соответствующей системой сертификации, органы по сертификации, а также должностные лица этих организаций и органов. Аккредитованные испытательные лаборатории (центры) обязаны обеспечивать достоверность результатов исследований (испытаний) и измерений (абз. 3 п. 4 ст. 26, ст. 42 Федерального закона "О техническом регулировании"). Обязанности и ответственность органа по сертификации предусмотрены п. 2 ст. 26 и ст. 41 вышеназванного Федерального закона.
С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные ч. 2 данной статьи, могут быть совершены с умыслом или по неосторожности.
Под ее действие не подпадают правонарушения, установленные ст. 13.6, ч. 2 и 4 ст. 13.12, ч. 2 ст. 14.4, ч. 2 ст. 14.16, ст. 20.4, 20.14 Кодекса.
8. Непосредственным предметом правонарушений, предусмотренных ч. 3 данной статьи, являются нормативные до-кументы по обеспечению единства измерений.
Правовые основы обеспечения единства измерений устанавливаются Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4871-1 "Об обеспечении единства измерений" (с изм. и доп.). Этот Закон определяет понятия, необходимые для правильного применения комментируемой статьи: "единство измерений", "средство измерений", "эталон единицы величины", "государственный эталон единицы величины", "поверка средства измерений" и др. (см. ст. 1).
Нормативные документы по обеспечению единства измерений, устанавливающие метрологические правила и нормы и имеющие обязательную силу на территории РФ, утверждает Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии.
9. Объективную сторону правонарушения по ч. 3 данной статьи составляют действия или бездействие, нарушающие: 1) правила поверки средств измерений (см. ст. 15 Закона РФ от 27 апреля 1993 г.); 2) требования аттестованных методик выполнения измерений (см. ст. 9 упомянутого Закона); 3) требования к состоянию эталонов (см. ст. 7 указанного Закона); 4) установленные единицы величин (см. ст. 6 этого же Закона); 5) метрологические правила и нормы в торговле.
Административную ответственность за ненадлежащее выполнение поверочных работ и несоблюдение требований, правил поверки средств измерений несет территориальный орган Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии или юридическое лицо, метрологической службой которого выполнены поверочные работы, а также их должностные лица, ответственные за соблюдение указанных правил.
За нарушение остальных перечисленных требований по обеспечению единства измерений административное наказа-ние налагается на юридических лиц - организации, предприятия торговли - и их должностных лиц, в служебные обязанности которых входит соблюдение этих требований. Индивидуальные предприниматели привлекаются к ответственности как должностные лица (см. примечание к ст. 2.4).
Состав правонарушения, предусмотренного ч. 3, образуют также следующие действия: выпуск, продажа, прокат или применение средств измерений, типы которых не утверждены, применение непроверенных средств измерений.
Средства измерений должны соответствовать условиям эксплуатации и установленным требованиям (см. ст. 14, 15 Закона РФ от 27 апреля 1993 г.).
10. Субъектами в данном случае являются юридические лица: организации-изготовители, ремонтные организации, торговые предприятия и организации, организации бытового проката и др., осуществляющие указанные функции. К админи-стративной ответственности привлекаются должностные лица данных организаций, ответственные за соблюдение рассмот-ренных требований и правил, а также индивидуальные предприниматели (см. примечание к ст. 2.4).
С субъективной стороны все правонарушения, предусмотренные ч. 3, могут быть совершены как с умыслом, так и по неосторожности.
11. Дела об административных правонарушениях по ч. 1 и 2 данной статьи рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1). Дела о правонарушениях по ч. 3 - должностными лицами органов, осуществляющих надзор в сфере стандартизации, метро-логии и сертификации (ч. 1 ст. 23.52).
Протоколы о правонарушениях составляются должностными лицами указанных органов (ч. 1 и п. 66 ч. 2 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), органов Федеральной службы по экологическому, технологиче-скому и атомному надзору (по ч. 2 и 3 данной статьи) (п. 39 ч. 2 ст. 28.3), органов государственного пожарного надзора (по ч. 1 и 2 данной статьи) (п. 42 ч. 2 ст. 28.3), органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (по ч. 1 данной статьи) (п. 63 ч. 2 ст. 28.3).

На сайте также ищут:
Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники
Статья 17.7. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении
Статья 25.10. Переводчик
Статья 13.9. Самовольные строительство или эксплуатация сооружений связи
Статья 14.6. Нарушение порядка ценообразования