Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) с комментариями к статьям

Статья 19.4. Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в часть 1 статьи 19.4 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 августа 2011 г.

См. текст части в предыдущей редакции

1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ в часть 2 статьи 19.4 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. Невыполнение законных требований должностного лица органа охраны континентального шельфа Российской Федерации или органа охраны исключительной экономической зоны Российской Федерации об остановке судна, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом возложенных на него полномочий, в том числе на осмотр судна, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ в часть 3 статьи 19.4 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Воспрепятствование доступу членов международной инспекционной группы, осуществляющей свою деятельность в соответствии с международным договором Российской Федерации, на объект, подлежащий международному контролю, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ в часть 4 статьи 19.4 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

4. Невыполнение законных требований должностного лица органа, уполномоченного в области экспортного контроля, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Научно-практический комментарий:

1. Комментируемая статья устанавливает административную ответственность за неповиновение законному распоря-жению должностных лиц государственных органов, осуществляющих контрольно-надзорные функции в отраслях и сферах государственного управления.
2. К должностным лицам, неповиновение законному распоряжению (требованию) которых составляет оконченный со-став административного правонарушения, относятся уполномоченные на осуществление государственного надзора и кон-троля сотрудники органов внутренних дел (милиции), налоговых, таможенных органов, санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, фитосанитарного, пожарного надзора, экспортного и валютного контроля, органов по надзору в сфере тор-говли, качества товаров и защиты прав потребителей, органов экологического, технологического и атомного надзора, орга-нов надзора в сфере природопользования и ряда других органов исполнительной власти, осуществляющих надзорно-контрольные функции.
3. Законные распоряжения, требования названных должностных лиц, выполняющих возложенные на них законода-тельством обязанности по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений и административных правонарушений в деятельности физических и юридических лиц, иных организаций независимо от форм собственности и организационной подчиненности, являются обязательными для исполнения руководителями, иными должностными лицами названных орга-низаций, а также гражданами. Эти законные распоряжения (требования) могут выражаться в устной либо в письменной форме.
Для определения характера и юридического состава рассматриваемого административного правонарушения, законности распоряжений должностного лица необходимо обратиться к нормативным правовым актам, регулирующим деятельность органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в той или иной сфере, и к соответствующим правилам, нормативам и стандартам, действующим в этой области.
4. Данная статья включает семь самостоятельных составов правонарушений: а) неповиновение законному распоряжению должностного лица; б) воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей; в) невыполнение законных требований должностного лица органа охраны континентального шельфа РФ или органа охраны исключительной экономической зоны РФ об остановке судна; г) воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом возложенных на него полномочий, в том числе на осмотр судна; д) воспрепятствование доступу членов международной инспекционной группы на объект, подлежащий международному контролю; е) невыполнение законных требований должностного лица органа, уполномоченного в области экспортного контроля; ж) воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей.
Выделение двух последних составов правонарушений в самостоятельные составы (ч. 4 данной статьи) обусловлено характером этих правонарушений и необходимостью установления более суровых штрафных санкций за их совершение.
5. Объектом посягательства данных правонарушений является установленный порядок управления, нарушения кото-рого препятствуют нормальной деятельности государственных органов, исполнению должностными лицами этих органов, и в частности органа, уполномоченного в области экспортного контроля, своих служебных обязанностей, а также междуна-родно-правовые договоренности Российской Федерации. Кроме того, объектом противоправных посягательств на континен-тальном шельфе РФ или в исключительной экономической зоне РФ являются экономические и другие законные интересы Российской Федерации, минеральные и живые биологические ресурсы на этой акватории, природная среда (например, на-рушение правил захоронения отходов и других материалов).
6. Составы рассматриваемых правонарушений зависят от сферы деятельности и содержания полномочий должностных лиц, осуществляющих государственные надзорно-контрольные функции, которые возложены законодательством на подавляющее большинство органов исполнительной власти.
В соответствии с п. 25 ст. 11 Закона РФ "О милиции" сотрудники милиции имеют право предъявлять законные требо-вания о прекращении правонарушений, в том числе в сфере потребительского рынка.
Государственные налоговые органы имеют право требовать от руководителей и других должностных лиц проверяе-мых предприятий, учреждений, организаций, а также граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах и законодательства о предпринимательской деятельности и контролировать их выполнение.
В связи с многочисленными нарушениями правил, норм и стандартов в сфере предпринимательской деятельности и торговли, противопожарных, санитарных и других правил возникает обязанность должностных лиц, осуществляющих над-зор и контроль в рамках своих служебных обязанностей, предъявлять гражданам и юридическим лицам, иным организациям те или иные требования, использовать распорядительные полномочия с целью предупреждения и устранения подобных на-рушений. Неповиновение законным распоряжениям этих должностных лиц или воспрепятствование осуществлению ими надзорно-контрольных полномочий и составляет основное содержание административной ответственности за данные административные правонарушения.
7. Объективная сторона правонарушения выражается в открытом отказе от исполнения, либо ином умышленном неис-полнении законных распоряжений (требований) уполномоченных должностных лиц, либо в воспрепятствовании осуществ-лению ими служебных обязанностей.
8. Неповиновение может характеризоваться и признаком злостности, который в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4.3 Кодекса может быть признан отягчающим административную ответственность обстоятельством, влекущим более суровую меру от-ветственности. Неповиновение может быть признано злостным в случае, если действия, его образующие, выражены в ци-ничной, грубой форме либо продолжаются после неоднократно повторенных законных требований о прекращении противо-правного поведения.
9. Неповиновение, воспрепятствование в осуществлении полномочий следует отличать от сопротивления, сопровож-даемого насилием либо угрозой насилия должностному лицу, выполняющему возложенные на него обязанности по предот-вращению и пресечению преступлений и административных правонарушений. Сопротивление в отличие от неповиновения всегда выражается в активном физическом противодействии осуществлению должностным лицом полномочий, которыми оно наделено в связи с исполнением своих обязанностей в рассматриваемой области. Эти действия могут быть сопряжены с насилием, не опасным для жизни или здоровья, или угрозой применения насилия. В этих случаях за сопротивление подобно-го рода и оскорбление должностных лиц виновные привлекаются к уголовной ответственности в соответствии со ст. 318 или 319 УК РФ.
10. Административная ответственность, предусмотренная ч. 3 комментируемой статьи, предполагает наличие между-народных договоров и соглашений Российской Федерации с конкретными иностранными государствами и международными организациями, соответствующих конвенций, ратифицированных РФ, о международном инспектировании тех или иных объектов, подлежащих международному контролю (проверке). Международный контроль может быть связан с проверкой соблюдения прав человека, обустройства беженцев и вынужденных переселенцев (инспекционные группы ПАСЕ), инспекцией экологической обстановки на тех или иных объектах или территориях, международным контролем за сокращением и утилизацией оружия массового поражения и за ликвидацией обычных вооружений и т.д.
В подобных случаях воспрепятствование доступу членов международной инспекционной группы на объект, подле-жащий международному контролю, можно рассматривать в качестве административного правонарушения и, следовательно, основания для привлечения лица к административной ответственности, предусмотренной комментируемой статьей.
11. Субъектом рассматриваемых правонарушений могут быть граждане, достигшие 16 лет, должностные лица, а при совершении правонарушений, предусмотренных ч. 3 данной статьи, - юридические лица.
12. Субъективная сторона состава рассматриваемых правонарушений характеризуется умышленной виной в форме прямого умысла.
13. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 3 данной статьи, уполномочены рассматривать только судьи (ч. 1 ст. 23.1), по ч. 2 данной статьи - должностные лица пограничных органов (ст. 23.10); по ч. 4 данной статьи - должностные лица органов экспортного контроля (ст. 23.9).
14. Протоколы об административных правонарушениях по ч. 1 - 4 данной статьи составляют должностные лица орга-нов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3); органов государственного горного и промышленного надзора (Ростехнад-зора) (п. 39 ч. 2 ст. 28.3); по ч. 1 - пограничных органов (п. 14 ч. 2 ст. 28.3); по ч. 4 - должностные лица органов экспортного контроля (ч. 1 ст. 28.3). Кроме того, протоколы вправе составлять должностные лица иных государственных органов, осуществляющих функции надзора и контроля, полномочия которых определены в соответствующих пунктах ч. 2 ст. 28.3 Кодекса.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 данной статьи, возбуждаются прокурором (ч. 1 ст. 28.4).

На сайте также ищут:
Статья 5.6. Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации
Статья 8.10. Нарушение требований по рациональному использованию недр
Статья 8.34. Нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций
Статья 9.9. Ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения соответствующих органов
Статья 14.24. Нарушение законодательства об организованных торгах