Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) с комментариями к статьям

Статья 20.23. Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ в часть 1 статьи 20.23 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, при наличии специального разрешения (лицензии) -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ в часть 2 статьи 20.23 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. Нарушение правил разработки, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации, а также порядка сертификации, регистрации и учета специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

<Статья 20.22 | Статья 20.23 | Статья 20.24>

Научно-практический комментарий:

1. Цель данной статьи - предотвратить несанкционированное использование технических средств для негласного по-лучения информации.
В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобрете-нию в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индиви-дуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, утвер-жденным Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2002 г. N 526, юридические лица и индивидуальные предпринима-тели должны получать соответствующие лицензии на эту деятельность в Федеральной службе безопасности РФ. Лицензии, выданные до принятия упомянутого Постановления, действительны до окончания предусмотренных в них сроков.
2. Лицензирование деятельности, связанной со специальными техническими средствами, осуществляют Федеральная служба безопасности РФ и ее территориальные органы. На каждый вид деятельности, связанной со специальными техниче-скими средствами, необходимо получить отдельную лицензию. Лицензиат может иметь лицензии на несколько видов такой деятельности.
Контроль за соблюдением условий, предусмотренных лицензией, осуществляют указанные органы лицензирования с привлечением в необходимых случаях органов внутренних дел и других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
3. Ввозимые в Российскую Федерацию (вывозимые из Российской Федерации) специальные технические средства подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в соответствии с порядком, установленным законодательст-вом РФ. Необходимым условием осуществления таможенного оформления и таможенного контроля специальных техниче-ских средств является наличие соответствующей лицензии.
4. Объектом правонарушения являются отношения в сфере обеспечения общественной безопасности, а также право граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, закрепленное в ст. 23 Конституции РФ. Объек-том посягательства может быть также право граждан и организаций на неприкосновенность информации с ограниченным доступом (врачебная, коммерческая тайна, тайна усыновления и т.д.).
5. Объективная сторона правонарушения характеризуется действиями, выражающимися: в нарушении условий, предусмотренных лицензией, а также правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств для негласного получения информации (ч. 1 ст. 20.23); в нарушении порядка разработки, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также порядка сертификации, регистрации и учета вышеуказанных специальных технических средств (ч. 2 данной статьи).
Виды специальных технических средств для негласного получения информации предусмотрены в Перечне и Списке, утвержденных Постановлениями Правительства РФ от 1 июля 1996 г. N 770 (с изменениями) и от 10 марта 2000 г. N 214 (с изменениями). ФСБ России предоставлено право уточнять виды специальных технических средств.
Порядок регистрации и учета специальных технических средств, предназначенных для негласного получения инфор-мации, устанавливается ФСБ России.
Органы лицензирования ведут реестр выданных, зарегистрированных, приостановленных и аннулированных лицен-зий.
6. Субъектами ответственности по ч. 1 данной статьи могут быть должностные и приравненные к ним по ответствен-ности лица (руководители, другие работники, осуществляющие управленческие функции, индивидуальные предпринимате-ли), а по ч. 2 - кроме перечисленных лиц, и граждане.
С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется умыслом.
7. Дела об административных правонарушениях по ч. 2 данной статьи рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1); по ч. 1 - должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль в области обращения и защиты информации, в данном случае - органов ФСБ России (п. 3 ч. 2 ст. 23.46), а также органов внутренних дел (милиции) (ст. 23.3).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов ФСБ (ч. 1 ст. 28.3), а по ч. 2 данной статьи - также органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

На сайте также ищут:
Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении
Статья 8.11. Нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр
Статья 25.11. Прокурор
Статья 17.1. Невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы
Статья 5.18. Незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума