Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) с комментариями к статьям

Статья 20.26. Самовольное прекращение работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ в часть 1 статьи 20.26 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Самовольное прекращение работы либо оставление места работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора лицом, обеспечивающим безопасность соответствующего вида деятельности для населения, если такие действия (бездействие) запрещены федеральным законом, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ в часть 2 статьи 20.26 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. Организация действий (бездействия), предусмотренных частью 1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей.

<Статья 20.25 | Статья 20.26 | Статья 20.27>

Научно-практический комментарий:

1. Цель данной статьи - способствовать обеспечению безопасности функционирования жизненно важных видов дея-тельности, имея в виду безопасность дорожного движения, эксплуатацию воздушного, железнодорожного транспорта, функ-ционирование особо опасных производственных объектов, а также объектов жизнеобеспечения населения.
Объектом правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются общественные отношения в сфере обеспече-ния безопасности личности и общества, в том числе охраны жизни и здоровья людей, создания условий для нормального функционирования средств жизнеобеспечения населения.
2. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 состоит в самовольном прекращении или оставлении места работы в качестве средства разрешения коллективного или индивидуального спора лицом, обеспечивающим безопасность соответст-вующего вида деятельности для населения, если такие действия (бездействие) запрещены федеральным законом.
Объективная сторона правонарушения по ч. 2 данной статьи состоит в действиях и призывах по организации само-вольного оставления места работы (см. комментарий к ст. 5.40).
3. Трудовой кодекс РФ устанавливает обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе проведения забас-товки, а также основания для признания забастовки незаконной и определяет виды ответственности за нарушение норм тру-дового права, указывая в том числе и на административную ответственность (ст. 419).
Согласно ст. 412 ТК РФ в период проведения на законных основаниях забастовки как средства разрешения коллективного спора работодатель, органы исполнительной власти и местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, должны принять все зависящие от них меры по обеспечению в этот период общественного порядка, сохранности имущества, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.
При этом перечень минимума необходимых работ (услуг) утверждается федеральным органом исполнительной вла-сти, на который возложено регулирование соответствующей отрасли (подотрасли) экономики (например, Минтрансом Рос-сии, Минэнерго России), по согласованию с соответствующим общероссийским профсоюзом, а если функционирует не-сколько таких профсоюзов, то со всеми ними. Аналогичный порядок установлен для органов субъектов РФ и органов мест-ного самоуправления в их взаимоотношениях с соответствующими профсоюзами по утверждению минимума необходимых работ (услуг) по обеспечению безопасности. Лица, занятые в сфере таких работ (услуг), не имеют права покидать свои рабочие места для участия в забастовке. Нарушение этого требования влечет ответственность по ч. 1 рассматриваемой статьи.