Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) с комментариями к статьям

Статья 20.6. Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 ноября 2011 г. N 295-ФЗ в часть 1 статьи 20.6 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 ноября 2011 г. N 295-ФЗ в часть 2 статьи 20.6 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. Непринятие мер по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а равно несвоевременное направление в зону чрезвычайной ситуации сил и средств, предусмотренных утвержденным в установленном порядке планом ликвидации чрезвычайных ситуаций, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

<Статья 20.5 | Статья 20.6 | Статья 20.7>

Научно-практический комментарий:

1. Общественные отношения, на защиту которых направлены нормы данной статьи, урегулированы Федеральным за-коном от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техноген-ного характера" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ. В ст. 1 названного Федерального закона определяются понятие чрезвычайной ситуации и другие имеющие значение для квалификации данного административного правонарушения понятия.
2. Объектом комментируемого административного правонарушения являются отношения в области обеспечения об-щественного порядка и общественной безопасности.
3. Объективную сторону правонарушения характеризует бездействие. Бездействие может выражаться, например, в форме непринятия своевременных мер по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций; в невыполнении тре-бований и норм по предупреждению аварий на объектах производственного назначения (см. ст. 8 - 10 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов") и т.п.
В ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ установлены конкретные обязанности организаций, в том числе: проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и жизнедеятельности работни-ков организаций в чрезвычайных ситуациях; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы опове-щения о чрезвычайных ситуациях; обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях; предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и др.
Конкретизация нарушений, связанных с невыполнением соответствующих обязанностей, а также требований норм и правил, определяется также нормативными правовыми актами РФ (см. утвержденное Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. N 1113 Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуа-ций. Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепро-дуктов утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2000 г. N 613).
4. С субъективной стороны совершение данного правонарушения должностным лицом возможно как умышленно, так и по неосторожности (ст. 2.2).
5. Дела о данных правонарушениях рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов МЧС России, спе-циально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 7 ч. 2 ст. 28.3), и органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).