Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) с комментариями к статьям

Статья 21.5. Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 21.5. Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету

Неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

<Статья 21.4 | Статья 21.5 | Статья 21.6>

Научно-практический комментарий:

1. Конституция РФ определяет, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Феде-рации (ч. 1 и 2 ст. 59). Воинский учет граждан организуется на основе Федеральных законов от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" (с изм. и доп.), от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (с изм. и доп.), от 26 фев-раля 1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", а также в соответствии с Положением о воинском учете и Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденны-ми соответственно Постановлениями Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719 и от 11 ноября 2006 г. N 663, Положени-ем о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента РФ от 1 сентября 2007 г. N 1132.
2. Закон "О воинской обязанности и военной службе" предусматривает, что граждане обязаны состоять на воинском учете (за определенными исключениями). Воинский учет граждан, как правило, осуществляется по месту их жительства во-енными комиссариатами, а в случае их отсутствия в населенных пунктах - органами местного самоуправления (первичный учет) (см. комментарий к ст. 21.1 КоАП).
Первоначальная постановка на учет мужчин происходит в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими 17-летнего возраста, а женщин - после приобретения ими военно-учетной специальности в течение года. Решение о призыве гражданина на военную службу может быть принято только после достижения им 18-летнего возраста.
3. В соответствии с Положением о призыве на военную службу оповещение призывников о явке на медицинское осви-детельствование и на заседание призывной комиссии осуществляется повестками военного комиссариата. Розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и их привод в военный комиссариат (орган местного самоуправления) осуществля-ются органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Положением о военных комиссариатах на них возложены организация и ведение воинского учета, координация дея-тельности по осуществлению первичного воинского учета и контроль за реализацией переданных органам местного само-управления полномочий Российской Федерации по осуществлению первичного воинского учета на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты, проведение проверок организаций по вопросам ведения воинского учета, бронирования граждан, пребывающих в запасе, проведение при содействии других органов и организаций мероприятий по медицинскому осмотру граждан перед направлением их к месту прохождения военной службы, другие обязанности в сфере организации воинского учета.
4. Освобождение и отсрочка от призыва на военную службу предоставляются в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" (ст. 23 и 24). Категории лиц, которым предоставляется отсрочка от призыва на действительную военную службу, определяются на основе упомянутого Закона, а также указами Президента РФ.
К числу таких лиц относятся отдельные представители талантливой молодежи, поступившие на работу по специаль-ности в научные учреждения Российской академии наук и в аспирантуру, граждане, принятые на работу в некоторые госу-дарственные органы, в том числе налоговые органы; органы прокуратуры, Министерство иностранных дел РФ, а также лица, принятые на основные производства организаций Федерального космического агентства, ядерно-оружейного комплекса, ОАО "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева", некоторые другие организации.
5. Гражданин при постановке на воинский учет должен иметь при себе военный билет или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также паспорт гражданина Российской Федерации. Гражданин, являющийся водителем транспортного средства, должен иметь при себе также водительское удостоверение на право управления. Обычно время явки в военный комиссариат указывается в повестке. Ответственность гражданина наступает в том случае, если он имел реальную возможность явиться на призывной участок, но не исполнил эту обязанность.
Уважительной причиной неявки по вызову военного комиссариата или по повестке военного комиссара, при условии документального подтверждения причины неявки, являются: заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой тру-доспособности, тяжелое состояние здоровья или смерть (гибель) близкого родственника или лица, на воспитании которого находился гражданин, участие в похоронах этих лиц, препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное не зависящее от воли гражданина обстоятельство, лишившее его возможности явиться, другое обстоятельство, при-знанное судом или призывной комиссией уважительной причиной.
6. Неявка по вызову в военкомат характеризуется сознательным неисполнением гражданской обязанности. Граждане, и прежде всего лица допризывного и призывного возраста, хорошо осведомлены о предъявляемых к ним требованиях, по-скольку заранее готовятся к призыву в армию, с ними проводится обязательная подготовка к военной службе, которая вклю-чает получение начальных знаний в области обороны, подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях и в учебных пунктах организаций, военно-патриотическое воспитание и т.д. (см. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. N 1441).
7. Помимо регулирования административной ответственности за такое серьезное нарушение правил воинского учета, как неявка без уважительной причины по вызову (повестке) в военкомат или иное установленное место, данная статья пре-дусматривает ответственность за нарушение ряда других правил, которые составляют основу воинского учета, понимаемого как государственная система регистрации, учета и анализа имеющихся в стране людских - призывных и мобилизационных - ресурсов.
8. Граждане, состоящие на воинском учете, при переезде на постоянное или временное (на срок свыше трех месяцев) место жительства или выезде из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев обязаны сняться с воинского учета и по прибытии на новое место жительства или место пребывания либо по возвращении в Российскую Федерацию встать на воинский учет в двухнедельный срок; граждане, подлежащие призыву на военную службу и в период проведения призыва выбывающие на срок более трех месяцев с места жительства, должны лично сообщить об этом в орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства; граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны сообщать в двухнедельный срок в органы, осуществляющие воинский учет, об изменениях своего семейного положения, состояния здоровья, места жительст-ва, образования, места работы и должности.
9. Объективную сторону могут составлять любые действия (бездействие), нарушающие установленные требования в виде несвоевременного представления необходимых сведений, неявки по вызову в установленные место и срок в военкомат или иной орган, осуществляющий воинский учет, и т.д., если они не влекут уголовной ответственности (ст. 328 и 339 УК РФ).
10. Субъект административной ответственности - специальный: граждане, состоящие или обязанные состоять на воинском учете.
С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности (например, в силу забывчивости).
11. Дела об административных правонарушениях рассматриваются военными комиссарами субъектов РФ, районов, городов (без районного деления), административных округов и равных им административных образований, а также военны-ми комиссарами объединенных военных комиссариатов (ст. 23.11).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица военных комиссариатов (ч. 1 ст. 28.3).

На сайте также ищут:
Статья 18.2. Нарушение пограничного режима в пограничной зоне
Статья 5.48. Нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума при выделении площадей для размещения агитационных материалов
Статья 21.5. Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету
Статья 18.4. Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации
Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами