Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) с комментариями к статьям

Статья 23.10. Пограничные органы

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 23.10. Пограничные органы

1. Пограничные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (об уничтожении или о повреждении специальных информационных знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам), статьями 7.11, 8.16 - 8.20, 8.33, 8.35, частью 2 статьи 8.37, статьями 8.38, 18.1 - 18.7, 18.14, частью 2 статьи 19.4 настоящего Кодекса.

2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, его заместители;

2) руководители подразделений, уполномоченных в сфере пограничной охраны и в сфере охраны морских биологических ресурсов, структурного подразделения федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, их заместители;

3) начальники управлений, их заместители;

4) начальники служб и отрядов, их заместители;

5) начальники государственных морских инспекций, государственных специализированных инспекций, государственных зональных (районных) инспекций, специализированных отделов (отделений), их заместители;

6) старшие государственные инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов;

7) начальники отделов, коменданты пограничных комендатур, начальники подразделений пограничного контроля, их заместители;

8) начальники государственных участковых инспекций, государственных инспекторских постов;

9) государственные инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов;

10) командиры пограничных кораблей (катеров), капитаны пограничных патрульных судов (катеров);

11) начальники пограничных застав, отделений, радиотехнических и пограничных постов, их заместители;

12) государственные участковые инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов;

13) начальники подразделений процессуальной деятельности, старшие дознаватели, дознаватели, старшие специалисты и специалисты по административному производству.

3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.17 - 8.20, частью 2 статьи 19.4 настоящего Кодекса, рассматривают должностные лица, указанные в пунктах 1 - 8 части 2 настоящей статьи.

<Статья 23.9 | Статья 23.10 | Статья 23.11>

Научно-практический комментарий:

1. Должностные лица пограничных органов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных: ч. 2 ст. 7.2 (перечень правонарушений раскрыт в ч. 1 данной статьи); ст. 7.11 - пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией); ст. 8.16 - 8.20 - невыполнение (нарушение) правил (стандартов, норм) деятельности, установленных во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ; ст. 8.33 - нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных; ст. 8.35 - уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений; ч. 2 ст. 8.37 - нарушение правил рыболовства, а равно нарушение правил добычи иных, кроме рыбы, водных биологических ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 8.17 настоящего Кодекса; ст. 8.38 - нарушение правил охраны водных биологических ресурсов; ст. 18.1 - 18.7, 18.14 - нарушение правил в области защиты Государственной границы РФ; ч. 2 ст. 19.4 - невыполнение законных требований должностного лица органа охраны континентального шельфа РФ или органа охраны исключительной экономической зоны РФ об остановке судна, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом возложенных на него полномочий, в том числе осмотру судна.
2. Должностные лица пограничных органов, уполномоченные рассматривать дела об административных правонару-шениях, предусмотренных комментируемой статьей, вправе назначать административные наказания только в виде преду-преждения и штрафа.
При необходимости применения наказаний в виде конфискации соответствующих орудий совершения и предметов административных правонарушений, а также административного выдворения за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства дела (за исключением случаев, предусмотренных ст. 3.10 КоАП РФ) об административных правонарушениях передаются должностными лицами пограничных органов судьям, которые уполномочены рассматривать данные дела и назначать административные наказания, отнесенные к исключительной компетенции судей.
3. Частью 3 комментируемой статьи определяются должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об адми-нистративных правонарушениях, в том числе совершенных во внутренних морских водах, в территориальном море, на кон-тинентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации. К ним относятся, в частности:
1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности Российской Федерации, его заместители;
2) руководитель уполномоченного в области охраны морских биологических ресурсов структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности Российской Федерации, его заместители;
3) начальники территориальных пограничных органов, их заместители;
4) начальники пограничных отрядов, командиры соединений и частей пограничного контроля, командиры морских соединений и частей;
5) начальники областных отделов пограничной стражи;
6) старшие государственные инспекторы органов морской охраны;
7) коменданты пограничных комендатур, командиры подразделений пограничного контроля.
Выделение высшего звена должностных лиц пограничных органов и их исключительной компетенции связано с по-вышенной опасностью административных правонарушений, совершаемых в районе названной акватории, например нарушение правил поиска, разведки или разработки минеральных (неживых) ресурсов, правил добычи (промысла) водных биологических (живых) ресурсов, правил захоронения отходов и других материалов, и с весьма высокими (самыми высокими) штрафными санкциями, налагаемыми на виновных граждан, должностных лиц и юридических лиц.
4. Должностные лица пограничных органов, перечисленные в комментируемой статье, вправе рассматривать все дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей Кодекса, за исключением названных изъятий (ч. 3 комментируемой статьи).
5. Указом Президента РФ от 29 августа 1997 г. N 950 "О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресур-сов и государственного контроля в этой сфере" на Федеральную пограничную службу Российской Федерации (ныне ее функции переданы ФСБ России) было возложено решение задач по обеспечению охраны биологических ресурсов террито-риального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа России, а также по осуществлению госу-дарственного контроля в этой сфере.
Постановлением Правительства РФ от 26 января 1998 г. N 90 установлено, что пограничные органы осуществляют го-сударственный контроль: за соблюдением законодательства РФ в сфере охраны водных биологических ресурсов; за соблю-дением пользователями условий соответствующих лицензий и других документов, на основании которых возникает право пользования водными биологическими ресурсами; за выполнением международных договоров Российской Федерации в ука-занной сфере. На эти органы возложена охрана запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках России, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и за ее пределами.
Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 308 "О мерах по совершенствованию государственного управления в об-ласти безопасности Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президента РФ от 7 авгу-ста 2004 г. N 1013) Федеральная пограничная служба РФ была упразднена, а ее функции переданы Федеральной службе безопасности РФ, в том числе и функции по осуществлению государственного контроля в сфере охраны морских биологиче-ских ресурсов.
В соответствии с Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960 (с изм. и доп.), указанные полномочия и функции также закреплены за ФСБ Рос-сии (п. 1, подп. 10 п. 8, подп. 9, 10 п. 9). Кроме того, согласно подп. 12 п. 8 Положения о ФСБ России к основным задачам ФСБ России относится обеспечение производства по делам об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено Кодексом РФ об административных правонарушениях к ведению органов безопасности, к числу которых относятся пограничные органы.

На сайте также ищут:
Статья 7.22. Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений
Статья 25.12. Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении
Статья 14.37. Нарушения требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции
Статья 12.14. Нарушение правил маневрирования
Статья 7.10. Самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом