Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) с комментариями к статьям

Статья 24.3. Открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях


Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ в часть 1 статьи 24.3 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2008 г.

См. текст части в предыдущей редакции

1. Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.

2. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 304-ФЗ статья 24.3 настоящего Кодекса дополнена частью 3

3. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, и граждане, присутствующие при открытом рассмотрении дела об административном правонарушении, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход рассмотрения дела об административном правонарушении. Фотосъемка, видеозапись, трансляция открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио и телевидению допускаются с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.

<Статья 24.2 | Статья 24.3 | Статья 24.4>

Научно-практический комментарий:

1. Открытое рассмотрение дел является принципом судопроизводства, закрепленным в ст. 123 Конституции РФ. В данной статье сфера действия этого принципа расширяется и обязанность его соблюдения возлагается не только на судью, но и на все органы и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. По-скольку рассмотрение дела происходит в различных инстанциях, в том числе судебных, обязанность открытого рассмотре-ния дела распространяется и на вышестоящие инстанции. Положения данной статьи соответствуют как требованиям Конституции РФ, так и нормам международного права (см. п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах).
Принцип гласности - свидетельство демократичности, законности и справедливости. Открытое рассмотрение дел в присутствии публики позволяет обществу осуществлять социальный контроль за деятельностью органов и лиц, осуществ-ляющих производство по делам об административных правонарушениях, что, в свою очередь, усиливает их ответственность за свою деятельность.
2. Открытое рассмотрение дел означает, что оно происходит в присутствии публики и желающие имеют свободный доступ в зал, могут во время процесса делать письменные заметки, фиксировать все происходящее.
3. Предусмотренное комментируемой статьей положение о допустимости, в порядке исключения из общего правила, проведения закрытого рассмотрения дела об административном правонарушении в случаях, предусмотренных настоящей статьей, соответствует содержанию ст. 123 (ч. 1) Конституции РФ.
В диспозиции данной статьи приводятся две причины, в силу которых может проводиться закрытое рассмотрение дел: необходимость предотвращения разглашения охраняемой законом тайны и обеспечения безопасности указанных в статье лиц, их чести и достоинства. (См. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" и указы Президента РФ, периодически обновляющие перечни сведений, относимых к государственной тайне. См. также Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне".) Семейный кодекс РФ (ст. 139) запрещает разглашение тайны усыновления (удочерения).
4. В ч. 1 комментируемой статьи указаны лица, ради интересов обеспечения безопасности которых, а также их чести и достоинства может проводиться закрытое рассмотрение дела. Это положение, по сути, касается всех участников производства по делу. Конкретно круг лиц, нуждающихся в защите, определяется субъектом административной юрисдикции.
Установлено также, что решение о проведении закрытого рассмотрения дела должно быть оформлено определением судьи, органа, должностного лица.
5. Важное значение для обеспечения принципа открытости рассмотрения дел об административных правонарушениях имеет внесенное в комментируемую статью дополнение (см. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 304-ФЗ) о праве лиц, участвующих в производстве по делу (см. главу 25 КоАП РФ), вести письменную запись или аудиозапись процесса рассмотрения дела.
По сути дела, предусмотрена возможность освещения процесса в СМИ (при условии согласования таких действий с субъектом административной юрисдикции) путем прямой трансляции по радио или телевидению либо путем фотосъемки или видеозаписи.