Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) с комментариями к статьям

Статья 27.16.  Временный запрет деятельности

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в часть 1 статьи 27.16 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 августа 2011 г.

См. текст части в предыдущей редакции

1. Временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом или должностными лицами, указанными в пунктах 1 и 4 части 2 статьи 23.31 настоящего Кодекса, прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, для устранения допущенных нарушений, выразившихся в незаконном привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в несоблюдении установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, либо в нарушении правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.

При нарушении законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма временный запрет деятельности не применяется. Приостановление операций по счетам организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

2. Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности.

3. О временном запрете деятельности составляется протокол, в котором указываются основание применения этой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы должностного лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, объект деятельности, подвергшийся временному запрету деятельности, время фактического прекращения деятельности, объяснения лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законного представителя юридического лица.

4. Протокол о временном запрете деятельности подписывается составившим его должностным лицом, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законным представителем юридического лица. В случае, если кем-либо из указанных лиц протокол не подписан, должностное лицо делает в нем об этом соответствующую запись.

5. Копия протокола о временном запрете деятельности вручается под расписку лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законному представителю юридического лица.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ статья 27.16 настоящего Кодекса дополнена частью 6, вступающей в силу с 1 августа 2011 г.

6. При временном запрете деятельности должностным лицом, составившим протокол о временном запрете деятельности, производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры по исполнению должностным лицом юридического лица, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законным представителем юридического лица указанных в протоколе о временном запрете деятельности мероприятий, необходимых для временного запрета деятельности.

<Статья 27.15 | Статья 27.16 | Статья 27.17>

Научно-практический комментарий:

1. Комментируемая статья вводит дополнительно такую меру обеспечения производства по делам об административ-ных правонарушениях, как временный запрет деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юри-дических лиц, производственных участков, а также временный запрет эксплуатации агрегатов, зданий или сооружений, осу-ществления отдельных видов деятельности. Этот запрет касается как юридических лиц, так и индивидуальных предприни-мателей и рассматривается как мера административного пресечения, предваряющая передачу на рассмотрение судьи протоколов и иных материалов о нарушениях правил охраны водных объектов и водопользования, атмосферного воздуха, лесов и других природных ресурсов от загрязнения веществами, опасными для жизни и здоровья населения, а также о нарушениях требований в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, в области строительства, пользования топливом и энергией, требований, направленных на борьбу с карантинными, особо опасными вредителями растений, на соблюдение правил карантина животных, ветеринарно-санитарных правил, а также норм миграционного законодательства.
2. Учитывая особую опасность нарушения перечисленных выше и аналогичных им правил, а также интересы и защиту прав предпринимателей в сфере промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей народного хозяйства, законодатель счел необходимым передать в подведомственность судам решение вопросов о приостановлении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если в результате этой деятельности нарушены перечисленные в п. 1 настоящего комментария правила и нормы, направленные на обеспечение безопасности в конкретных областях производственной деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Феде-рации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" в КоАП была введена ст. 3.12, предусматривающая новый вид наказания в виде административного приостановления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (см. комментарий к ст. 3.12). Соответственно из ряда федеральных законов и кодексов были исключены положения, которые предусматривали право органов исполнительной власти и их должностных лиц в административном порядке приостанавливать производственную деятельность на объектах в связи с предотвращением угрозы жизни и здоровью граждан, возникновения эпидемии и эпизоотии, наступления радиационной или техногенной катастрофы, а также тяжкого экологического вреда и т.п. (см. ст. 2 - 24 упомянутого выше Федерального закона от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ).
3. Временный запрет деятельности в административном порядке может быть применен только в том случае, если за совершение административного правонарушения, связанного с нарушением конкретных правил, КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде административного приостановления деятельности.
В комментируемой статье подчеркнуто, что временный запрет деятельности может применяться лишь в исключитель-ных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиацион-ной или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, если пре-дотвращение перечисленных обстоятельств иными способами невозможно.
4. В комментируемой статье в качестве гарантий обеспечения законности применения временного запрета деятельно-сти предусмотрены: 1) определенное ограничение перечня должностных лиц, уполномоченных на такое действие (ч. 2 дан-ной статьи упоминает только тех должностных лиц, которые вправе составлять протоколы о конкретных правонарушениях по статьям КоАП, предусматривающим наказание в виде административного приостановления деятельности); 2) кратковре-менный срок временного запрета (согласно ст. 27.17 КоАП он не может превышать пять суток); 3) обязательное составление протокола о временном запрете (ч. 3 - 5 данной статьи). Из смысла комментируемой статьи также следует, что принятие должностным лицом, осуществляющим надзорно-контрольные полномочия, решения о временном запрете деятельности и составление соответствующего протокола обусловливают обязанность данного должностного лица составить второй протокол в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ. Оба протокола должны быть немедленно направлены районному судье по месту совершения правонарушения для рассмотрения дела по конкретной статье КоАП РФ, предусматривающей наказание в виде административного приостановления деятельности, поскольку обе меры административного принуждения органически связаны (см. ч. 4 ст. 28.8). Для рассмотрения дела судьей установлен пятидневный срок с момента фактического прекращения деятельности филиала, представительства, структурного подразделения юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (см. ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ).
5. В комментируемой статье (ч. 1) предусмотрено в виде исключения, что временный запрет деятельности не применя-ется при нарушении законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, поскольку порядок приостановления операций по счетам организаций установлен Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ.
6. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в качестве юридического акта о временном запрете деятельности законодатель определяет протокол, что не требует от должностного лица дополнительно выдавать предписание по этому же поводу.

На сайте также ищут:
Статья 13.15. Злоупотребление свободой массовой информации
Статья 15.11. Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности
Статья 7.32.  Нарушение условий контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд
Статья 6.17. Нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
Статья 11.22. Нарушение землепользователями правил охраны автомобильных дорог или дорожных сооружений