Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) с комментариями к статьям

Статья 29.1. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении

Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:

1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

6) имеются ли ходатайства и отводы.

<Статья 28.9 | Статья 29.1 | Статья 29.2>

Научно-практический комментарий:

1. Для успешного решения задач производства по делам об административных правонарушениях (см. комментарий к ст. 24.1) большое значение имеет подготовка к рассмотрению дела, заключающаяся в выяснении ряда важных вопросов, которые требуется разрешить до начала рассмотрения дела по существу.
2. Судье, органу, должностному лицу необходимо выяснить, относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела. Следует иметь в виду, что в гл. 23 Кодекса определено, какие категории дел об административных правонарушениях они уполномочены рассматривать. Однако этого недостаточно, поскольку в ст. 29.5 Кодекса определено место рассмотрения различных категорий дел соответствующими субъектами (судьями, органами, должностными лицами).
Если рассмотрение дела не относится к компетенции конкретного субъекта, оно направляется на рассмотрение по подведомственности, т.е. уполномоченным на то судье, органу, должностному лицу (см. комментарий к ст. 29.4).
3. Далее требуется выяснить, не имеется ли обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения данного дела конкретным судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом. Имеется в виду наличие родственных связей с не-которыми участниками производства или личной (прямой или косвенной) заинтересованности в исходе дела (см. коммента-рий к ст. 29.2). Данные обстоятельства служат основаниями для заявления самоотвода, который рассматривается вышестоя-щими лицами, выносящими по результатам рассмотрения определение (см. комментарий к ст. 29.3).
В случае вынесения определения об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица дело направляется на рассмотрение по подведомственности (см. комментарий к ст. 29.4).
4. Затем нужно выяснить, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие прото-колы, предусмотренные Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Если протокол об административном правонарушении и другие материалы дела оформлены неправильно или непра-вомочными лицами, они должны быть возвращены в орган, должностному лицу, которые составили протокол (см. коммен-тарий к ст. 29.4).
5. Очень важно выяснить, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу. Перечень таких обстоя-тельств содержится в ст. 24.5 Кодекса.
При наличии указанных обстоятельств производство по делу подлежит прекращению (см. комментарий к ст. 29.4).
6. Необходимо выяснить и вопрос, достаточно ли имеющихся по делу материалов для рассмотрения его по существу. В ст. 26.1 Кодекса содержится перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонару-шении.
Если имеющихся материалов недостаточно, то может быть принято решение о вызове необходимых участников про-изводства, истребовании дополнительных материалов по делу, назначении экспертизы и отложении рассмотрения дела. Если же представленные материалы не могут быть дополнены при рассмотрении дела, то принимается решение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол (см. комментарий к ст. 29.4).
7. Наконец, требуется выяснить, имеются ли ходатайства и отводы. Право заявлять ходатайства предоставлено раз-личным участникам производства по делам об административных правонарушениях (см. комментарии к ст. 25.1 - 25.5, 25.9, 25.11).
Так, например, определенные лица вправе заявить ходатайство об отложении рассмотрения дела. Согласно ст. 24.4 Кодекса ходатайства подлежат обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится в виде определения (см. комментарий к ст. 24.4).
Что касается отводов, то при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 29.2 Кодекса, отвод судье, члену коллеги-ального органа, должностному лицу также вправе заявить различные участники производства по делам об административ-ных правонарушениях. Заявление об отводе рассматривается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело. По результатам рассмотрения такого заявления выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в этом (см. комментарий к ст. 29.3).
В ст. 25.12 Кодекса содержится перечень обстоятельств, исключающих возможность участия отдельных лиц в произ-водстве по делу об административном правонарушении. Это касается защитника и представителя, специалиста, эксперта и переводчика (см. комментарий к ст. 25.12).
В соответствии со ст. 25.13 Кодекса при наличии соответствующих обстоятельств указанные лица подлежат отводу. Заявление о самоотводе или об отводе подается судье, в орган, должностному лицу, в производстве которых находится дело. По результатам рассмотрения заявления выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в этом (см. комментарий к ст. 25.13).

На сайте также ищут:
Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
Статья 25.4. Законные представители юридического лица
Статья 23.3. Органы внутренних дел (полиция)
Статья 12.3. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения
Статья 7.31.  Предоставление, опубликование или размещение недостоверной информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, а также направление недостоверных сведений, внесение их в реестр контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, реестр недобросовестных поставщиков