Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) с комментариями к статьям

Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания

1. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 июля 2012 г. N 116-ФЗ в часть 3.1 статьи 4.1 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3.1. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, административное наказание назначается в виде административного штрафа. При этом размер назначаемого административного штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи или части статьи Особенной части настоящего Кодекса, а в случаях, когда в санкции применяемой статьи или части статьи Особенной части настоящего Кодекса предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами или административного ареста и не предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа, административное наказание назначается в виде административного штрафа в наибольшем размере, предусмотренном для граждан частью 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса.

4. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

<Статья 3.13 | Статья 4.1 | Статья 4.2>

Научно-практический комментарий:

1. В комментируемой статье содержатся не процессуальные нормы, касающиеся порядка назначения административ-ных наказаний (этому посвящены гл. 24 - 30 Кодекса), а нормы материально-правового характера, определяющие концепту-альные положения для назначения мер административной ответственности, которые исходят из принципов законности, справедливости и индивидуализации наказаний.
2. Реализация принципа законности при назначении административного наказания заключается прежде всего в сле-дующем: выбор наказания ограничен исчерпывающим перечнем мер административной ответственности, закрепленным в ст. 3.2 Кодекса; наказание должно назначаться в точном соответствии со всеми другими положениями Общей части Кодекса; административное наказание возможно только в тех пределах, которые определены статьями Особенной части Кодекса или закона субъекта РФ, формулирующими конкретные составы административных правонарушений.
3. Назначенное административное наказание не может ни превышать максимальный размер наказания, предусмотренного за конкретное правонарушение, ни быть меньше установленного его низшего предела. В законодательстве об административных правонарушениях отсутствуют общие нормативные предписания о возможности сложения наказаний, о назначении наказания ниже низшего предела.
За административные правонарушения в области дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ) в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса, может быть наложено административное наказание только в виде административного штрафа. Причем его размер не должен превышать минимального размера штрафа, указанного в санкции применяемой кон-кретной статьи Особенной части Кодекса. Это положение вводится в действие с 1 июля 2008 г.
4. Административное наказание должно быть справедливым, т.е. соответствовать характеру самого правонарушения, обстоятельствам его совершения, имущественному положению, личности виновного.
Судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, дается возмож-ность индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае, поскольку большинство санкций формулируются либо как альтернативные, либо как относительно определенные с указанием низшего и верхнего их пределов.
Смысл индивидуализации административного наказания состоит в том, чтобы на основе всесторонней оценки содеян-ного и личности самого нарушителя избрать в пределах нормы, предусматривающей ответственность за правонарушение, именно ту меру государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления соци-альной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний.
5. При определении характера административного правонарушения выявляются значимость общественных отноше-ний, которые являются объектом правонарушения, формы вины, способ совершения и тяжесть последствий правонаруше-ния, его квалифицирующие признаки. Более опасные административные правонарушения должны влечь и более суровые административные наказания.
6. Для правильного выбора вида и размера административного наказания большое значение имеют данные о лице, привлекаемом к ответственности: не совершил ли он правонарушение повторно, встал ли на путь исправления после совер-шения правонарушения и т.д. Совершение противоправного деяния два или более раз может свидетельствовать об устойчи-вом характере антиобщественных взглядов и привычек лица, что должно повлечь применение более сурового администра-тивного наказания.
Применение таких наказаний, как административный штраф, лишение специального права (например, лишение права управления транспортным средством водителя-профессионала), может отрицательно сказаться на материальном положении нарушителя и членов его семьи. Поэтому при назначении таких мер, определении их размеров и сроков должно приниматься во внимание имущественное положение лица, привлекаемого к ответственности.
В ряде случаев выбор вида наказания может быть обусловлен не только социальными особенностями личности и его имущественным положением, но и полом, возрастом и состоянием здоровья нарушителя. Так, например, административный арест вообще не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей до четырнадцати лет, лицам, не достигшим восемнадцати лет, инвалидам I и II групп (см. комментарий к ст. 3.9).
7. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им адми-нистративного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
8. В п. 7 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах закреплен важнейший правовой прин-цип, согласно которому "никто не должен быть вторично судим или наказан или оправдан в соответствии с законом и уго-ловно-процессуальным правом каждой страны". Этот общепризнанный принцип международного права трансформирован в законодательство об административных правонарушениях через ч. 5 комментируемой статьи, основной смысл которой конкретизирован в процессуальных нормах Кодекса. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, одного из следующих постановлений: 1) постановления о назначении административного наказания; 2) постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении; 3) постановления о возбуждении уголовного дела (см. комментарий к ст. 24.5). Эти нормы исключают возможность вынесения по одному и тому же делу не только двух и более постановлений о назначении административного наказания, но и вынесения нескольких других окончательных решений любого содержания. Тем не менее в случае отмены в установленном порядке ранее вынесенного постановления возможность возобновления производства по делу допускается.
Как нарушение принципа, закрепленного в ч. 5 данной статьи, следует рассматривать одновременное назначение ад-министративного наказания на основе применения норм Особенной части Кодекса, содержащих общие и специальные со-ставы (см., например, ч. 2 ст. 11.15 и ст. 19.2).
Вместе с тем действие ч. 5 данной статьи не распространяется на случаи назначения наряду с основным дополнительного административного наказания. Не будет являться двойной ответственностью и остающаяся за лицом, претерпевающим наказание, обязанность выполнить те требования, за неисполнение которых административное наказание было назначено.

На сайте также ищут:
Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка
Статья 14.23. Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом
Статья 28.7. Административное расследование
Статья 4.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность
Статья 9.15. Нарушение стандартов раскрытия информации субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности, розничных рынков электрической энергии