Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) с комментариями к статьям

Статья 5.11. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 5.11. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом

Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом, а равно привлечение к проведению предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, которые не достигнут на день голосования возраста 18 лет, в формах и методами, которые запрещены федеральным законом, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

<Статья 5.10 | Статья 5.11 | Статья 5.12>

Научно-практический комментарий:

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов в Российской Федерации, регулируемые соответствующим федеральным законодательством (см. п. 2 и 4 комментария к ст. 5.1), законодательными актами субъектов РФ. Непосредственным объектом правонарушения являются порядок и правила проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума.
2. Определения понятий предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума даны в п. 3 комментария к ст. 5.8.
3. Не имеют права участвовать в агитации при проведении выборов и референдумов избирательные комиссии, комис-сии референдума и их члены, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объедине-ния, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служа-щие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием долж-ностного или служебного положения, иностранные граждане и юридические лица, международные организации, воинские части и военные организации (см. п. 7, 8 ст. 48 Федерального закона от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избиратель-ных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; п. 4 ст. 49 Федерального закона от 10 января 2003 г. "О выборах Президента Российской Федерации"; п. 7 ст. 55 Федерального закона от 18 мая 2005 г. "О выборах депу-татов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"; п. 5 ст. 60 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. "О референдуме Российской Федерации" и др.).
Исключение составляет возможность проведения предвыборной агитации в СМИ лицами, замещающими государст-венные или выборные муниципальные должности, если эти лица зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности, а также возможность проведения указанными лицами агитации по вопросам референдума, в том числе через СМИ, без использования преимуществ своего должностного или служебного положения.
4. Объективная сторона правонарушения характеризуется действиями упомянутых выше лиц по проведению предвы-борной агитации, агитации по вопросам референдума в любых формах, включая организацию и проведение массовых меро-приятий, публикации в СМИ, распространение агитационных материалов и т.д.
Правонарушение может также выражаться в действии, нарушающем законодательный запрет на прямое или косвенное привлечение к агитационной деятельности лиц, которые не достигнут возраста 18 лет на день голосования, в том числе использование изображения или высказывания таких лиц в агитационных материалах, кроме изображения кандидата со своими несовершеннолетними детьми.
5. Административную ответственность в рамках данной статьи несут члены избирательных комиссий, комиссий рефе-рендума, должностные лица органов государственной власти и иных государственных органов, органов местного само-управления, руководители благотворительных организаций, религиозных объединений, лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей либо использующие при агитации преимущества должностного или служебного положения. Среди указанных субъектов могут быть как должностные лица, так и граждане.
Среди юридических лиц субъектами данного правонарушения могут быть избирательные комиссии, комиссии рефе-рендума, органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные и религиозные организации.
Что касается привлечения к предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, которые ко дню голосо-вания не достигнут 18 лет, то ответственность за это деяние могут нести граждане, должностные лица и юридические лица - кандидаты, их доверенные лица и уполномоченные представители, избирательные объединения, члены инициативной агитационной группы участников референдума и др.
6. Данное правонарушение может быть совершено умышленно, а в ряде случаев - и по неосторожности.
7. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6).
Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), а также должностные лица органов, уполномоченных в области печати и СМИ, в области теле-видения и радиовещания (п. 58 и 60 ч. 2 ст. 28.3).

На сайте также ищут:
Статья 10.8. Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства
Статья 25.11. Прокурор
Статья 8.39. Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях
Статья 5.59. Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан
Статья 13.10. Изготовление в целях сбыта либо сбыт заведомо поддельных государственных знаков почтовой оплаты, международных ответных купонов, использование заведомо поддельных клише франкировальных машин, почтовых штемпелей или иных именных вещей