Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) с комментариями к статьям

Статья 5.19. Использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 5.19. Использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума

Использование в ходе проведения избирательной кампании, подготовки и проведения референдума кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, их уполномоченными представителями по финансовым вопросам в целях достижения определенного результата на выборах, референдуме без компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума материальной поддержки, оказанной гражданами, юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, за исключением использования избирательным объединением, выдвинувшим список кандидатов, без оплаты из средств избирательного фонда недвижимого и движимого имущества (за исключением ценных бумаг, печатной продукции и расходных материалов), находящегося в его пользовании на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, а также использование анонимной материальной поддержки, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на кандидата, лицо, являвшееся кандидатом, уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на избирательное объединение - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

<Статья 5.18 | Статья 5.19 | Статья 5.20>

Научно-практический комментарий:

1. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением вы-боров (референдума) и, в частности, их финансированием.
Порядок финансирования выборов (референдума) регламентируется законодательством РФ и субъектов РФ о выборах и референдумах, например ст. 57 - 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (подробнее см. п. 2 и 4 комментария к ст. 5.1).
2. Порядок финансирования выборов (референдума) включает порядок создания избирательных фондов (фондов ре-ферендума), установление источников их формирования, предельных размеров средств, поступающих в эти фонды, пре-дельных размеров их расходования и т.д. (подробнее об этом см. комментарий к ст. 5.18).
3. Законодательством установлено, что граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую (материальную) поддержку деятельности, способствующей избранию кандидата (списка кандидатов), только через соответствующие избирательные фонды.
Запрещаются выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на достижение определенного результата на выборах, референдуме, без согласия в письменной форме кандидата, лиц, им уполномоченных, избирательного объединения на такое выполнение работ, реализа-цию товаров, оказание услуг и их оплату из соответствующего избирательного фонда. Запрещаются бесплатное выполнение или выполнение по необоснованно заниженным расценкам юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями работ, оказание услуг, реализация товаров, прямо или косвенно связанных с выборами. Допускается лишь добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведению выборов без привлечения третьих лиц.
4. Избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, вправе для целей своей избирательной кампании ис-пользовать без оплаты из средств своего избирательного фонда недвижимое и движимое имущество (за исключением цен-ных бумаг, печатной продукции и расходных материалов), находящееся в его пользовании (в том числе на правах аренды) на день опубликования решения о назначении выборов.
5. Объективную сторону рассматриваемого правонарушения составляют описанные в диспозиции данной статьи дей-ствия (бездействие) определенных законом субъектов (см. п. 7 настоящего комментария), состоящие в использовании неза-конной материальной поддержки (помимо средств избирательного фонда, фонда референдума), полученной от граждан, юридических лиц, их филиалов, представительств и иных подразделений, а также анонимной материальной поддержки. Использование этой незаконной материальной поддержки может выражаться в нарушении правил, указанных в п. 3 комментария к настоящей статье.
Квалифицирующим признаком объективной стороны является время - правонарушение может быть совершено только в период избирательной кампании (кампании референдума), т.е. с момента официального опубликования решения о назна-чении выборов (референдума) до дня официального опубликования результатов выборов (референдума).
6. Следует отграничивать рассматриваемое правонарушение от предусмотренного ст. 5.18, которая устанавливает ответственность за незаконное использование денежных средств, не перечисленных в избирательный фонд (фонд референдума). Незаконная материальная поддержка помимо средств избирательного фонда (фонда референдума) выражается прежде всего в выполнении работ, реализации товаров, оказании платных услуг и т.п.
Если незаконная материальная поддержка использована в крупных размерах, такое деяние квалифицируется как пре-ступление, предусмотренное ч. 2 ст. 141.1 УК РФ.
7. Субъектами данного правонарушения являются: кандидат, лицо, являвшееся кандидатом, уполномоченный пред-ставитель по финансовым вопросам кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению рефе-рендума и юридические лица - избирательные объединения.
8. С субъективной стороны правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
9. Помимо административного штрафа в качестве дополнительного административного наказания применяется кон-фискация предмета административного правонарушения (см. комментарий к ч. 1 ст. 3.7). Такими предметами могут быть материальные ценности, связанные с данным правонарушением, - товары, материальные результаты оказания услуг, выполнения работ и т.п.
10. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6). Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять члены избирательной комиссии, комиссии референ-дума с правом решающего голоса, уполномоченные этими комиссиями (ч. 5 ст. 28.3).

На сайте также ищут:
Статья 18.3. Нарушение пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации
Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха
Статья 11.27. Управление транспортным средством без отличительного на нем и (или) прицепах к нему знака государства регистрации транспортного средства (прицепа) и нарушение других правил эксплуатации транспортного средства при осуществлении международной автомобильной перевозки
Статья 1.1. Законодательство об административных правонарушениях
Статья 5.53. . Незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю