Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) с комментариями к статьям

Статья 5.21. Несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 5.21. Несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума

Неперечисление, а равно перечисление с нарушением установленных законом сроков органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, наделенными соответствующими полномочиями по перечислению средств, кредитной организацией, отделением связи средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

<Статья 5.20 | Статья 5.21 | Статья 5.22>

Научно-практический комментарий:

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов и, в частности, с их финансированием. Эти общественные отношения урегулированы соответствующим законодательством РФ о выборах и референдумах (см. п. 2 и 4 комментария к ст. 5.1).
2. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов и референдума предусматривает прежде всего финан-совое обеспечение деятельности избирательных комиссий (комиссий референдума), для чего в бюджетах всех уровней от-дельной строкой выделяются средства не позднее чем в десятидневный срок со дня опубликования решения о назначении выборов и производится их перечисление и перераспределение по иерархии от вышестоящих комиссий к нижестоящим.
3. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов соответствующего уровня производятся за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, местного бюдже-та). Финансирование мероприятий по подготовке и проведению референдума Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета, финансирование иных референдумов - соответственно за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации поря-док перечисления денежных средств, выделенных Центральной избирательной комиссии РФ, другим избирательным комис-сиям, комиссиям референдума, устанавливается Центральной избирательной комиссией РФ по согласованию с Центральным банком РФ (см. Инструкцию ЦИК РФ о порядке открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных Центральной избирательной комиссии РФ, другим избирательным комиссиям, комиссиям референдума).
4. Законодательством устанавливаются целевое назначение расходов избирательных комиссий, комиссий референду-ма, финансируемых из средств государственного или местного бюджета, сроки перечисления денежных средств, порядок открытия и ведения счетов и т.д.
При проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ Центральная избирательная комиссия РФ перечисляет денежные средства на проведение выборов не позднее чем за 50 дней до дня голосования избира-тельным комиссиям субъектов РФ, которые распределяют и перечисляют их территориальным избирательным комиссиям, при проведении референдума РФ - не позднее чем за 45 дней.
В случае неперечисления или несвоевременного перечисления средств расходы избирательных комиссий (комиссий референдума) оплачиваются за счет кредитов банков, которые предоставляются этим комиссиям на конкурсной основе.
5. В комментируемой статье речь идет также и о перечислении денежных средств, поступающих на специально от-крытые счета кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным (ини-циативным агитационным) группам участников референдума. Эти денежные средства необходимы указанным субъектам для осуществления ими предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и иной деятельности, связанной с подготовкой и проведением выборов (референдума). Поэтому крайне важно, чтобы эти денежные средства были вовремя, в отведенные для этого законом сроки, перечислены и получены адресатом.
6. Объективную сторону рассматриваемого правонарушения составляет бездействие (действие) уполномоченного должностного лица, которое не осуществляет или осуществляет с опозданием (без уважительной причины) перечисление денежных средств, поступающих избирательным комиссиям (комиссиям референдума), а также кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума из различных источников.
7. В зависимости от того, на каком этапе, уровне совершается данное правонарушение и чьи финансовые интересы оно затрагивает, субъектами его могут быть следующие должностные лица:
а) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного са-моуправления, наделенные соответствующими полномочиями по перечислению средств: органов общей и специальной ком-петенции - правительств, администраций, министерств финансов, финансовых управлений, департаментов, отделов (при исполнении соответствующих бюджетов, перечисляющих денежные средства соответствующим уровню выборов, референдума избирательным комиссиям, комиссиям референдума);
б) кредитных организаций - банков (при перечислении денежных средств через банк кандидатам, избирательным объ-единениям, инициативным группам по проведению референдума, инициативным агитационным группам участников рефе-рендума, избирательным комиссиям, комиссиям референдума);
в) отделений связи (при осуществлении переводов посредством почтовой и электрической связи).
8. С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неос-торожности.
9. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6). Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять инспекторы Счетной палаты РФ (ч. 5 ст. 28.3). Воз-буждение дела осуществляется прокурором, который выносит мотивированное постановление (ч. 1 ст. 28.4).