Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) с комментариями к статьям

Статья 5.37. Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 5.37. Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью

Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

<Статья 5.36 | Статья 5.37 | Статья 5.38>

Научно-практический комментарий:

1. Согласно СК РФ защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 125 СК РФ усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гл. 29 ГПК РФ. Дела рассматриваются судом с участием органов опеки и попечительства.
Статьей 126.1 СК РФ предусмотрено, что посредническая деятельность по усыновлению детей, т.е. любая деятель-ность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить де-тей, не допускается.
Органы опеки и попечительства и органы исполнительной власти при выполнении возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также специально уполномоченные иностранны-ми государствами органы или организации по усыновлению детей, деятельность которых осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора РФ или на основе принципа взаимности, не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.
С целью усиления государственного контроля за усыновлением детей, оставшихся без попечения родителей, был при-нят Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (с изм. и доп.). Закон подтверждает приоритет российских усыновителей перед иностранными гражданами.
В Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспита-ния в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275, внесены изменения, в частности, касающиеся уточнения понятия "посредническая деятельность по усы-новлению детей" (см. Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2006 г. N 210). В Положении о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контро-ле за ее осуществлением (утв. Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 654) уточнен порядок рассмотрения документов, представляемых иностранной организацией для получения разрешения на открытие представительства (для государственных организаций) или на осуществление деятельности по усыновлению детей на территории Российской Феде-рации (для некоммерческих неправительственных организаций), а также порядок осуществления контроля за деятельностью представительств иностранных организаций по усыновлению детей на территории Российской Федерации.
2. С объективной стороны рассматриваемое правонарушение выражается в нарушении порядка усыновления (удоче-рения), передачи несовершеннолетнего под опеку (попечительство) или в приемную семью, установленного как нормами СК РФ, так и иными нормативными правовыми актами РФ. Данное правонарушение представляет собой как совершение опре-деленных действий, например торговлю информацией о детях, подлежащих усыновлению, посредническую деятельность по усыновлению детей и т.д., так и бездействие, например непредставление документов, подтверждающих отказ российских граждан от усыновления ребенка, и т.д.
3. Субъектами правонарушения по данной статье могут быть как граждане России, так и иностранные граждане; должностные лица, работающие в учреждениях, где находятся или воспитываются дети, оставшиеся без попечения родите-лей, а также лица, располагающие информацией о таких детях; работники органов исполнительной власти и граждане, которые занимаются посреднической деятельностью в этой сфере.
4. С субъективной стороны незаконная деятельность по усыновлению детей характеризуется умыслом.
5. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ст. 23.1) на основании протоколов, составленных должностными лицами органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), членами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (ч. 5 ст. 28.3).

На сайте также ищут:
Статья 8.28. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан
Статья 5.42. Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости
Статья 5.14. Умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму
Статья 23.13. Органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Статья 3.7. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения