Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) с комментариями к статьям

Статья 7.2. Уничтожение или повреждение специальных знаков

См. текст статьи в предыдущей редакции


Статья 7.2. Уничтожение или повреждение специальных знаков

1. Уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков, а равно невыполнение обязанностей по сохранению указанных знаков -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Уничтожение или повреждение скважин государственной опорной наблюдательной сети, наблюдательных режимных створов на водных объектах, маркшейдерских знаков, а равно специальных информационных знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, в том числе прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, знаков, информирующих граждан об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования, знаков, обозначающих границы санитарно-защитных зон и иных зон с особыми условиями использования территорий, специальных знаков, обозначающих границы рыбопромысловых участков, указывающих на их принадлежность пользователю, знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных или лесохозяйственных знаков, а равно знаков, устанавливаемых пользователями животным миром, уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, государственными органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

3. Уничтожение, повреждение или снос пунктов государственных геодезических сетей либо стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением, входящих в государственную наблюдательную сеть, а равно нарушение режима охранной зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

4. Неуведомление собственником, владельцем или пользователем земельного участка, здания либо сооружения, на которых размещены пункты, перечисленные в части 3 настоящей статьи, федерального органа исполнительной власти по геодезии и картографии, гидрометеорологии и смежным с ней областям или его территориального (регионального) органа об уничтожении, о повреждении или о сносе этих пунктов, а равно отказ в предоставлении возможности подъезда (подхода) к этим пунктам для проведения на них наблюдений и иных работ -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

<Статья 7.1 | Статья 7.2 | Статья 7.3>

Научно-практический комментарий:

1. В комментируемой статье содержатся три материальных и три формальных состава, сформулированных с использованием различных приемов юридической техники.
Цели данной статьи обозначены, с одной стороны, названием главы 7 - охрана собственности, с другой стороны, по-скольку речь идет в основном об ответственности за уничтожение (или повреждение) информационных знаков, средств на-блюдения и контроля за состоянием природных объектов, указанная цель дополняется обеспечением их защиты. Сфера дей-ствия статьи затрагивает интересы неопределенно широкого круга лиц, в первую очередь земле-, водо-, лесопользователей, органов, осуществляющих учет природных ресурсов, их мониторинг, геодезические работы.
2. Уничтожение межевых знаков границ земельных участков (ч. 1 статьи) - материальный состав. Объектом правона-рушения являются право собственности на земельные участки и связанные с ним полномочия собственника, а также порядок пользования и обозначения на местности границ землепользования. Предметом правонарушения являются межевые знаки, устанавливаемые в результате определения на местности и юридического оформления границ землепользования, используемые также в мониторинге земель (см. Положение об осуществлении мониторинга земель, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. N 846). Объективная сторона правонарушения выражается в форме действия по разрушению межевого знака путем выкапывания, сжигания, расщепления, подрубки, спиливания, повала и раздробления в результате наезда транспортным средством, трактором и т.п. Субъективная сторона - в форме умысла и неосторожности.
3. Состав уничтожения или повреждения информационных знаков, а также зданий и иных сооружений (ч. 2) сформу-лирован путем перечисления альтернативных признаков предмета правонарушения. Они сгруппированы по сфере отноше-ний, т.е. относятся к объектам водопользования и охраны вод, недропользования и охраны недр, лесопользования и охраны лесов, использованию и охране животного мира, особо охраняемым природным территориям.
Предмет правонарушения, таким образом, обозначен в составе с использованием разных терминов (наблюдательные режимные скважины и створы; знаки - маркшейдерские или определяющие границы чего-либо, лесоустроительные, лесохо-зяйственные и т.п.; здания и сооружения). При этом для зданий и сооружений указано дополнительно на принадлежность их пользователям и органам по охране, контролю и регулированию природопользования. Наблюдательные скважины служат для постоянного (регулярного) сбора информации о режиме вод. Лесоустроительные знаки - опознавательные наземные устройства, размер и расположение которых определяется разрядом лесоустройства. Они устанавливаются: в пунктах пересечения квартальных просек и на границах лесных угодий (квартальные), поблизости от геодезических центров межевых знаков (граничные), при пересечении дорог, полос отчуждения и т.п. (указательные) и т.д.
4. Объективная сторона правонарушения состоит в действиях как по уничтожению ограничительных знаков, так и по уничтожению содержащейся на них информации о принадлежности леса, номере квартала и т.п., а также по повреждению лесоустроительных знаков, затрудняющему контроль и учет, пользование лесом. Применительно к иным наземным знакам, обозначающим границы какого-либо объекта, уничтожение или повреждение также выражается, соответственно, в приведе-нии их - полностью или частично - в негодность теми же способами. Наблюдательные режимные скважины могут быть уничтожены путем засыпки, размещения отходов и т.п.
5. Составы, предусмотренные ч. 3 данной статьи, отличаются как по предмету, так и по объективной стороне. В пер-вом из них речь идет о пунктах государственных геодезических сетей и стационарных пунктах наблюдения за состоянием окружающей среды; указан дополнительно способ их уничтожения - снос, выступающий как признак объективной стороны. Во втором составе говорится о нарушении режима охранной зоны такого объекта, как стационарный пункт наблюдения.
Субъективная сторона - вина в форме умысла или неосторожности.
Субъекты - граждане, должностные лица, юридические лица, являющиеся собственниками, владельцами или пользо-вателями земельного участка, здания либо сооружения, на которых размещены пункты государственных геодезических се-тей либо стационарные пункты наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением.
6. Часть 4 предусматривает ответственность за два формальных состава. Первый - неуведомление о действиях, преду-смотренных в ч. 3 комментируемой статьи, означает несообщение, сокрытие информации и представляет собой специальный состав по отношению к ст. 8.2. Второй - отказ в предоставлении подъезда (прохода) к наблюдательным геодезическим и гидрометеорологическим пунктам для проведения на них наблюдений и иных работ означает выражение в любой форме (письменной или устной) несогласия на доступ и проведение работ в пределах участка (здания, сооружения) со стороны его собственника (владельца, пользователя). По смыслу нормы такой отказ всегда является незаконным, поскольку на этих лиц соответствующим нормативным правовым актом или по договору возлагаются обязанности по обеспечению возможности доступа к указанным объектам. Отказ может быть выражен и действием: путем установки забора, шлагбаума, смены замков и т.п.
Субъективная сторона - умышленная вина.
Отказ собственника (владельца, пользователя) в предоставлении подъезда (прохода) к наблюдательным геодезическим и гидрометеорологическим пунктам для проведения на них наблюдений и иных работ по смыслу ч. 4 данной статьи всегда является незаконным, поскольку на указанных лиц соответствующим нормативным правовым актом или по договору возлагаются обязанности по обеспечению возможности доступа к таким объектам.
Субъекты правонарушения - граждане, должностные лица, юридические лица, являющиеся собственниками, владель-цами, пользователями земельных участков, зданий, сооружений, где расположены наблюдательные пункты и оборудование. Субъективная сторона - умышленная вина.
7. Дела об административных правонарушениях по ч. 1 данной статьи рассматривают должностные лица органов, осуществляющих контроль за использованием и охраной земли (ст. 23.21). Дела по ч. 2 рассматривают должностные лица многочисленных органов, в распоряжении которых находятся соответствующие специальные знаки (ст. 23.13, 23.22, 23.23, 23.24, 23.26, 23.27, 23.29, 23.31). Дела по ч. 3 и 4 данной статьи рассматривают должностные лица органов Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ст. 23.28), а также органов, осуществляющих государст-венный геодезический надзор и государственный контроль в области наименования географических объектов (ст. 23.58).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица перечисленных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 7.2, - также органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

На сайте также ищут:
Статья 6.5. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде
Статья 5.61. Оскорбление
Статья 14.46. Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия
Статья 11.8. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления
Статья 10.2. Нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)