Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) с комментариями к статьям

Статья 8.31. Нарушение правил санитарной безопасности в лесах

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 239-ФЗ в часть 1 статьи 8.31 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Нарушение правил санитарной безопасности в лесах -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ в часть 2 статьи 8.31 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. Загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ в часть 3 статьи 8.31 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные в защитных лесах и на особо защитных участках лесов, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

<Статья 8.30 | Статья 8.31 | Статья 8.32>

Научно-практический комментарий:

1. Цель данной статьи - охрана лесных ресурсов от загрязнения отходами и веществами, оказывающими негативное воздействие на них, защита лесов от возможного отрицательного воздействия в ходе производственной деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 г. N 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах. В разделе VI указанных Правил определены санитарные требования к использованию лесов.
Не допускается: загрязнение почвы в связи с обращениями с пестицидами, агрохимикатами; невыполнение работ по очистке лесосек; выпас сельскохозяйственных животных на неогороженных лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, без пастуха или без привязи; уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных; уничтожение или повреждение мелиоративных систем, расположенных в лесах; загрязнение лесов промышленными или бытовыми отходами, а также иные действия, способные нанести вред лесам.
2. Предусмотрено установление правил санитарной безопасности для каждого лесного района.
Санитарная безопасность в лесах РФ обеспечивается согласно ст. 55 ЛК РФ целым комплексом различных по своей юридической природе и фактическому содержанию мер. К ним относятся: лесозащитное районирование, т.е. определение зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы; лесопатологические обследования и мониторинг; авиационные и наземные работы по локализации и ликвидации вредных организмов - вредителей леса; санитарно-оздоровительные меро-приятия, осуществляемые путем вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений, очистки лесов; установление са-нитарных требований к использованию лесов, т.е. специальная правовая мера.
3. Загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными или другими вредными веществами либо от-ходами производства или потребления (ч. 2 комментируемой статьи) - материальный состав, сформулированный путем ис-пользования одного термина "загрязнение" для обозначения и объективной стороны, и последствий деяния.
Сложнее квалифицировать по ч. 2 данной статьи "иное негативное воздействие на леса", поскольку в определенных случаях оно может не вызвать вредных последствий. Таким образом, ч. 2 содержит два состава правонарушения (материальный (загрязнение) и формальный (иное негативное воздействие)). В связи с этим различаются доказательная база и процесс квалификации. Это существенное различие следует учитывать при определении административного наказания.
О понятии вредных веществ, отходов производства и потребления см. комментарий к ст. 8.2. Отходами производства и потребления (в новой редакции комментируемой статьи) являются образовавшиеся в процессе потребления изделия и мате-риалы, утратившие свои потребительские качества в результате физического и морального износа, пищевые остатки и т.п., например остатки упаковки, тары, стекло, макулатура, пластиковые бутылки, жестяные банки и иные отходы. Правила пре-доставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов устанавливают, что к бытовым относятся отходы, обра-зующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений), крупногабаритные предметы домашнего обихода и т.п. (см. Постановление Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. N 155 (с изм. и доп.)).
Сточные воды - это использованные в промышленном производстве (в том числе для разбавления отходов) или для нужд коммунально-бытового хозяйства воды, получившие в результате такого использования дополнительные примеси, изменившие их химический или биологический состав, температурный режим и иные свойства, сбрасываемые (сливаемые) в водные объекты, карьеры, овраги, на почву земель лесного фонда. Источниками сточных вод являются также стоки с терри-тории населенных пунктов. Сточные воды подвергаются различной степени очистки либо сбрасываются неочищенными.
Иное негативное воздействие на леса - новое понятие. Оно означает все те воздействия, которые не охватываются сбросами сточных вод и размещением отходов (естественно, незаконных, т.е. превышающих соответствующие квоты, лими-ты и нормативы). Иными словами, речь может идти о загрязняющих выбросах, ультразвуковом, магнитном и ином воздейст-вии на леса. При этом подразумевается, что такое воздействие оказывается как на лесные насаждения непосредственно, так и на почву (землю), водные объекты, из которых (или на которых) леса произрастают, расположены, черпают питательные вещества.
4. Объективная сторона правонарушения может выражаться в засорении леса, т.е. размещении на территории лесных участков отходов производства и потребления путем создания несанкционированных свалок, вывоза и сброса мусора, а также путем оставления неубранными мест привала туристов, отдыха граждан и т.п., в поступлении вредных веществ в атмосферу и попадании их на древесно-кустарниковую растительность, почву земель лесного фонда в результате переноса по воздуху, выпадения осадков, оседания и т.п. или сбросов сточных вод, т.е. привнесении, выпуске, сливании и т.п. их в вод-ные объекты, расположенные на территории земель лесного фонда, или непосредственно на земли, покрытые и не покрытые лесом, а также путем размещения отходов производства, т.е. устройства несанкционированных свалок, вывоза отходов и сброса их на территории земель лесного фонда, т.е. размещения на поверхности земли, занятой лесом, или на не покрытых лесом площадях. Загрязнение лесов может быть химическим, биологическим, радиационным и иным, осуществляться путем привнесения различными способами указанных в диспозиции нормы веществ, их соединений и т.п. О понятии химических, биологических, радиоактивных веществ см. комментарий к ст. 8.2.
5. Квалифицированный состав ч. 3 данной статьи выделен по признаку места совершения правонарушения - в защит-ных лесах, т.е. лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, в водоохранных зонах; выполняющих функции защиты природных и иных объектов, а также расположенных в первом и втором поясе зон санитарной охраны ис-точников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (см. комментарии к ст. 8.13, 8.14 КоАП РФ); защитных полосах лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей и иных объектов транспортной инфраструктуры; зеленых зон, ле-сопарков; городских лесов; лесов, расположенных в первой, второй и третьей зонах санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов; ценных лесах; государственных защитных лесных полосах; противоэро-зионных лесах; лесах, расположенных в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; лесах, имеющих научное или историческое значение; орехово-промысловых зонах; лесных плодовых насаждениях; ленточных борах. Второй признак по месту совершения правонарушения - особо защитные участки лесов. Согласно ч. 3 ст. 102 ЛК РФ к ним относятся: берегозащитные и почвозащитные участки лесов, расположенные вдоль водных объектов и склонов оврагов, опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; постоянные лесосеменные участки; заповедные лесные участки; участки лесов, на которых произрастают реликтовые и эндемичные (т.е. присущие только данной местности) виды растений; место обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; другие особо защитные участки лесов. Таким образом, установлены два различных списка мест, являющихся квалифицирующими признаками составов административных правонарушений по ч. 3 ст. 8.31: закрытый - в отношении защитных лесов и открытый - в отношении особо защитных участков лесов. Учет этого обстоятельства может сказываться при индивидуализации административного наказания, но не при квалификации деяния.
Субъективная сторона правонарушения - вина в форме умысла или неосторожности.
6. За нарушения, предусмотренные ч. 2 и 3 данной статьи, ныне возможно применение такой строгой меры админист-ративного наказания, как административное приостановление деятельности индивидуального предпринимателя или юриди-ческого лица на срок до 90 суток (см. Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ).
7. Дела рассматриваются должностными лицами органов, уполномоченных в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (ст. 23.24), органов, осуществляющих государственный экологический контроль, - в отношении правонарушений, предусмотренных ч. 2 и 3 комментируемой статьи (ст. 23.29), а также судьями по ч. 2 и 3 данной статьи при необходимости применения административного приостановления деятельности (ч. 2 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

На сайте также ищут:
Статья 14.33. Недобросовестная конкуренция
Статья 19.24. Несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре
Статья 6.8. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества
Статья 16.17. Представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации
Статья 7.16. Незаконное предоставление земельных участков из состава земель историко-культурного назначения