Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) с комментариями к статьям

Статья 8.4. Нарушение законодательства об экологической экспертизе

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 239-ФЗ в часть 1 статьи 8.4 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ в часть 2 статьи 8.4 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ в часть 3 статьи 8.4 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Незаконный отказ в государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

<Статья 8.3 | Статья 8.4 | Статья 8.5>

Научно-практический комментарий:

1. Цель статьи заключается в усилении профилактических начал охраны окружающей среды, обеспечении надлежащего поведения лиц, связанных с реализацией проектов хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду. Сфера ее применения касается не только субъектов, непосредственно участвующих в процедуре государственной экологической экспертизы (заказчики, эксперты, работники органов, уполномоченных на организацию проведения экспертизы), финансовых и кредитных учреждений, но и тех граждан, чьи интересы затрагиваются или могут быть затронуты реализацией проектов, особенно опасных.
2. Правовое регулирование в этой области относится к числу развитых и конкретных (см. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе").
3. Объектом правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения экологического правопоряд-ка, законности и экологической безопасности. Предметом - деятельность по осуществлению экологической экспертизы.
4. В ч. 1 данной статьи содержится формальный состав невыполнения требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы.
Понятие экологической экспертизы определено в ст. 1 Федерального закона "Об экологической экспертизе" как уста-новление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допус-тимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий. Она осуще-ствляется на основе ряда принципов, в том числе обязательности ее проведения до принятия решения о реализации объекта экспертизы. Для понимания объективной стороны состава надо учитывать два обстоятельства: сам факт проведения (непро-ведения) экспертизы и время (сроки) ее проведения.
Объективная сторона - деяние, чаще в виде бездействия, состоящее в непредставлении заказчиком материалов для экспертизы, осуществлении им хозяйственной деятельности без прохождения процедуры экспертизы и получения заключе-ния; в случае поступления материалов от заказчика - в уклонении должностных лиц от организации проведения экологиче-ской экспертизы (например, не создается экспертная комиссия); в нарушении сроков, т.е. в подаче заказчиком материалов на экспертизу уже после начала работ или одновременно с началом работ по реализации рассматриваемого проекта, не дожидаясь заключения.
5. Субъектами данного правонарушения могут быть граждане и юридические лица, как заказчики, так и реализующие объект, подлежащий государственной экологической экспертизе, а также должностные лица органов, принимающих реше-ние о реализации объекта без прохождения процедуры государственной экологической экспертизы или до нее, а равно должностные лица органов, уполномоченных на организацию проведения государственной экологической экспертизы.
6. Часть 1 комментируемой статьи предусматривает также формальный состав - финансирование или реализация про-ектов, программ и иной документации, подлежащей государственной экологической экспертизе и не получившей положи-тельного заключения. Статьи 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" содержат перечень объектов, подлежащих таковой. Объективная сторона состоит в финансировании, т.е. предоставлении кредитов, выделении финансо-вых средств на строительство, закупку оборудования, технологий и т.п. при отсутствии положительного заключения, т.е. в случаях, когда заказчик получил отрицательное заключение или не прошел повторной экспертизы после доработки материалов. Реализация выражается в осуществлении любых действий, связанных с проектом, программой, строительством и т.п.
Субъектами правонарушения могут быть банковские и кредитные учреждения, их должностные лица, осуществившие финансирование, а также граждане, должностные лица и юридические лица, приступившие или реализовавшие объект без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
7. В ч. 2 данной статьи содержится формальный состав, смежный с составами сокрытия экологической информации. В соответствии с требованиями к материалам, представляемым на государственную экологическую экспертизу, заказчик обя-зан предоставить не только соответствующую по форме и содержанию документацию по проекту, программе или иному объекту государственной экологической экспертизы в требуемом законодательством объеме, но и другие материалы, расче-ты, сведения, дополнительные разработки по запросу экспертов, а в необходимых случаях - и материалы оценки воздействия на окружающую среду. Его (заказчика) деятельность по реализации объекта должна соответствовать документации, представленной им на экспертизу, и не выходить за рамки оценок, сформулированных в положительном заключении.
Объективная сторона правонарушения состоит в отступлении (полном или частичном) от указанной документации и заключения, замене технологий, материалов, сроков выполнения тех или иных работ и т.п.
Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные лица организаций, реализующих объект экспертизы, юридические лица.
8. Часть 3 данной статьи содержит формальный состав. По объективной стороне он включает действие, состоящее в отказе от указанной выше регистрации по основаниям, не предусмотренным законом. Законные основания отказа в государ-ственной регистрации установлены ст. 24 Федерального закона "Об экологической экспертизе": а) проведение общественной экологической экспертизы дважды ранее; б) она касается объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну; в) государственная регистрация самой общественной организации не состоялась или была осуществлена с нарушениями законодательства; г) устав общественной организации не предусматривает ведения деятельности по охране окружающей среды; д) в заявлении отсутствуют (или искажены) данные о наименовании, юридическом адресе, уставной деятельности, составе экспертной комиссии, об объекте общественной экологической экспертизы и ее сроках. Субъект правонарушения - должностное лицо органа местного самоуправления.
9. Наступления последствий ни по одному из содержащихся в комментируемой статье составов не требуется. Любое из деяний, предусмотренных в ней, считается оконченным с момента совершения действия (бездействия).
Субъективная сторона всех составов правонарушений - умышленная вина.
10. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих госу-дарственный экологический контроль (ст. 23.29).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

На сайте также ищут:
Статья 12.23. Нарушение правил перевозки людей
Статья 11.23. Управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, режима труда и отдыха
Статья 25.14. Возмещение расходов потерпевшему, его законным представителям, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику и понятому
Статья 5.49. Нарушение запрета на проведение в период избирательной кампании, кампании референдума лотерей и других основанных на риске игр, связанных с выборами и референдумом
Статья 30.17. Виды постановлений, принимаемых по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста