Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) с комментариями к статьям

Статья 8.40. Нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы

См. текст наименования в предыдущей редакции

Статья 8.40. Нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ в часть 1 статьи 8.40 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

См. текст части в предыдущей редакции

1. Осуществление работ в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Осуществление работ в области активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Осуществление работ, указанных в части 1 настоящей статьи, с грубым нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), -

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

4. Осуществление работ, указанных в части 2 настоящей статьи, с грубым нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

<Статья 8.39 | Статья 8.40 | Статья 8.41>

Научно-практический комментарий:

1. Цель комментируемой статьи состоит в обеспечении порядка эколого-информационной деятельности, а также в со-блюдении правил деятельности, могущей привести к серьезным экологическим последствиям, вплоть до глобальных. Сфера действия статьи касается поведения специфической группы специальных субъектов (должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц).
2. Правовое регулирование в указанной области осуществляется рядом нормативных правовых актов (см. Федераль-ный закон от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе"; утвержденные Постановлениями Правительст-ва РФ от 23 июля 2004 г. N 372 Положение о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей сре-ды; от 15 ноября 1997 г. N 1425 Положение об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга за-грязнения окружающей среды).
3. Предмет правонарушения - деятельность в области: а) мониторинга, т.е. наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими в ней изменениями, их последствиями, а также за потенциально опасными для окружающей среды, здоровья людей и контролируемой территории видами деятельности, производственными и иными объектами; б) гидроме-теорологии, включающей определение состояния климатических, аэрологических, гидрологических и иных качеств окру-жающей среды и отслеживания изменений в них.
4. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 данной статьи представляет собой действия по осуществлению ука-занных выше работ с нарушением условий разрешения (лицензии) и дополнительных условий и требований, обязанности передачи информации в Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды и ее загрязнении, незамед-лительное сообщение территориальным подразделениям лицензирующего органа информации о чрезвычайных ситуациях и т.п. Данный вид лицензирования осуществляется Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окру-жающей среды.
Федеральный закон от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ, внесший существенные изменения в законодательство о лицензирова-нии, о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, значительно усилил санкции в отношении ука-занных лиц за грубое нарушение условий, предусмотренных разрешением (лицензией), при осуществлении работ, перечис-ленных в ч. 1 комментируемой статьи. Значительно повышены размеры административных штрафов, предусмотрено альтернативное наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица на срок до 90 суток.
5. Предметом правонарушения по составу, предусмотренному ч. 2, являются работы в области активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы в целях их регулирования и уменьшения возможного вреда отдан-ных процессов населению и экономике. Выполнение этих работ регулируется специальными правилами и ввиду своей спе-цифичности должно соответствовать особым требованиям, содержащимся как в нормативных правовых актах, так и в лицензии (разрешении).
Применительно к данному составу административного правонарушения в отношении таких субъектов, как юридиче-ские лица и индивидуальные предприниматели, ныне введен квалифицирующий признак - грубое нарушение установленных правил, упомянутых в ч. 2 комментируемой статьи. Увеличены штрафные санкции и предусмотрено применение админист-ративного приостановления деятельности. К сожалению, законодатель не раскрыл понятия и содержания "грубое наруше-ние" применительно к конкретным составам правонарушений по данной статье, а ограничился отсылкой к полномочиям Правительства РФ (см. примечание к комментируемой статье).
6. Объективная сторона правонарушения может состоять в невыполнении таких условий разрешения, как допуск к ра-ботам в указанной области лиц, не имеющих соответствующей квалификации, отсутствие регистрации лицензии (разреше-ния) и т.п.
7. Субъекты правонарушения - должностные лица органов и организаций, а также юридические лица, имеющие право по закону, уполномочию, договору вести указанные работы (специализированные организации, осуществляющие защиту сельскохозяйственных растений от градобития, регулирование осадков, рассеивание туманов и спуск снежных лавин и др.).
Субъективная сторона правонарушения - вина в форме умысла или неосторожности.
8. Дела по ч. 1 и 2 данной статьи рассматриваются должностными лицами органов Федеральной службы по гидроме-теорологии и мониторингу окружающей среды (ст. 23.28), а также судьями - по ч. 3 и 4 данной статьи (ч. 1 ст. 23.1), если на их рассмотрение будет передано дело об административном правонарушении в связи с необходимостью применить админи-стративное приостановление деятельности.
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

На сайте также ищут:
Статья 7.27. Мелкое хищение
Статья 5.16. Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах
Статья 30.16. Пределы и сроки рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста
Статья 23.14. Органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор
Статья 5.4. Нарушение порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума