Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) с комментариями к статьям

Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ в часть 1 статьи 8.8 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2011 г.

См. текст части в предыдущей редакции

1. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи,-

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ статья 8.8 настоящего Кодекса дополнена частью 1.1, вступающей в силу с 1 июля 2011 г.

1.1. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

<Статья 8.7 | Статья 8.8 | Статья 8.9>

Научно-практический комментарий:

1. Цель данной статьи состоит в обеспечении охраны земли как важнейшего фактора жизнеобеспечения населения и средства производства, необходимого для функционирования всех отраслей народного хозяйства, а также как элемента окружающей среды, находящегося в сложной взаимосвязи с другими ее составляющими - водными ресурсами, лесами, животным и растительным миром. Сфера применения норм данной статьи охватывает деятельность промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных, строительных, транспортных и других предприятий и организаций, частных предпринимателей и граждан, как использующих землю в процессе производства, так и оказывающих на нее антропогенное воздействие.
2. Рациональное использование и охрана земель регулируются нормами земельного, гражданского и экологического законодательства. Объем законодательства и нормативных предписаний весьма велик. Основными актами являются: Зе-мельный кодекс РФ; Федеральные законы от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве"; Постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 830 "Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота".
3. Комментируемая статья содержит три состава административных правонарушений, различающихся по объективной стороне. Объектом всех правонарушений являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны земель (почв).
4. Использованием земель не по целевому назначению, т.е. не в соответствии с теми целями, для которых они предос-тавлены, являются изменение режима земель, нарушение землеустроительных проектов, результатов отводов и предоставления земельных участков; осуществление непредусмотренных видов деятельности, например, когда вместо производства сельскохозяйственной продукции осуществляется строительство какого-либо объекта, и т.п.
5. Невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель возможно в связи с установленными, необходи-мыми и разнообразными видами организованной и научно обоснованной деятельности по улучшению состояния земель для повышения их экономического и экологического потенциала. Федеральный закон "О государственном регулировании обес-печения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" указывает такие мероприятия, как агротехнические, агрохи-мические, мелиоративные, фитосанитарные, противоэрозионные, объединяемые в рамках агрохимического обслуживания (ст. 1). Такого же рода мероприятия осуществляются и в отношении иных земель. К ним в первую очередь относится мелио-рация земель, т.е. процесс улучшения почвы с целью повышения ее плодородия путем искусственного изменения водного, солевого, физико-химического, биохимического, теплового режимов с помощью различных мероприятий (систем мероприя-тий), представляющих сложную в техническом и правовом отношении деятельность. Способами (видами) мелиорации счи-таются: осушение, орошение, агролесомелиорация, фитомелиорация, изменение качества почв путем внесения минеральных удобрений, снижающих (повышающих) ее кислотность, и т.п. Сюда же следует отнести борьбу с эрозией почв. Улучшение почв обеспечивается также в результате выполнения планов землеустройства путем введения экономически обоснованных севооборотов, устройства сенокосов, пастбищ и других угодий, соблюдения комплексного подхода к использованию земельного фонда.
6. Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель может заключаться в бездействии, т.е. непроведении указанных выше и иных действий, операций и процедур, направленных на улучшение со-стояния и повышение качества почв, а в ряде случаев - в действиях, когда соответствующие мероприятия проводятся, но с нарушением сроков, технологий и иных требований, что фактически не дает ожидаемого и требуемого законодательством эффекта.
7. Состав невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по охране почв от ветровой, водной эрозии и других процессов, ухудшающих состояние почв, юридико-технически построен аналогично рассмотренному выше и отличается от него содержанием невыполненных обязательных мероприятий и последствиями их невыполнения. Россий-ское законодательство предусматривает широкий круг мер, предназначенных для предотвращения эрозионных процессов, наносящих чрезвычайно большой вред землям и другим элементам окружающей среды, экономическим интересам государ-ства, общества, отдельных землепользователей.
Эрозия представляет собой разрушение почв с нарушением их целостности и изменением физико-химических свойств, сопровождающееся, как правило, переносом части почвы с одного места на другое. Специалисты различают несколько ви-дов эрозий, используя для этого различные критерии (источники, способы, последствия и пр.). Наиболее распространены ветровая эрозия (дефляция) - выдувание почв минеральными частицами, приносимыми ветром, перенос пыли, песка; водная - размывание, разрушение почв талыми, дождевыми, текучими водами, в свою очередь подразделяемая на различные виды (ирригационная, овражная, подземная, плоскостная и др.); химическая - разрушение структуры почвы и снижение ее плодо-родия в результате накопления в ней различных вредных компонентов (ядохимикатов, химических веществ, минеральных удобрений) при одновременном недостатке полезных.
8. Иные процессы, ухудшающие состояние почв, определяются законодательством с помощью различных терминов: загрязнение, захламление, засоление, подтопление, заболачивание, опустынивание, иссушение, переуплотнение, заражение возбудителями паразитарных, бактериальных и инфекционных заболеваний, отравление и т.п. Эти термины находятся в определенной иерархии, а иногда обозначают частные случаи общих процессов (результатов) негативного антропогенного воздействия на земли (почвы). Важным является то, что все указанные процессы вызывают деградацию земель, которая может привести к значительным экономическим потерям, ущербу окружающей среде, созданию угрозы причинения вреда здоровью человека, разрушению историко-культурного наследия, снижению качества сельскохозяйственной продукции и иным тяжким последствиям. Вопросы разграничения предусмотренных данной статьей правонарушений с составами, содержащимися в ст. 8.6, решаются в зависимости от объективной стороны правонарушения (см. комментарий к ст. 8.6).
9. Объективная сторона невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по охране почв от ветровой и водной эрозии и от других процессов, ухудшающих состояние почв, выражается в бездействии, т.е. в непроведе-нии установленных мероприятий агротехнического, лесомелиоративного, гидротехнического и иного характера, предназна-ченных для борьбы с опустыниванием земель, образованием оврагов (например, укрепление их склонов, лесопосадки, над-лежащее использование технологии обработки сельскохозяйственных угодий, расчет норм нагрузки на них и т.п.).
10. Неиспользование земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства либо жилищно-го или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, - противоправное деяние в виде бездействия. Объективная сторона данного правонарушения состоит в невыполнении собственником, аренда-тором или владельцем земельного участка принятых на себя в законном порядке обязательств по использованию такого участка в предназначенных целях и в установленный законом срок. При этом необходимо учитывать признак обязательности цели использования земельного участка: производство сельскохозяйственной продукции; осуществление жилищного или иного строительства, а также временной признак, поскольку факт неиспользования земельного участка может быть установлен только по истечении установленного законом срока с момента начала работ.
11. Субъективная сторона - вина в форме умысла или неосторожности.
12. Дела рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель (ст. 23.21); органов, уполномоченных в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (ст. 23.24).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).